В удивительное время мы живем! Время очень сложное, стремительно поворотное, когда мы, наконец, с гордостью на весь мир произносим «Мы — русские!» Когда на городских площадях и корпоративах все чаще звучит «Матушка — земля» и «Катюша», а не приевшаяся пошлейшая попса. Время, которое не только выбрало нас, но и нам себя вернуло. С нашими непреходящими ценностями и символами.

Одним из таких символов, который прочно вошел в русский культурный код, стал кокошник. Красавиц в таких головных уборах сегодня можно встретить не только на сценических площадках, но и на модных тусовках и, даже, на мировых подиумах, несмотря на санкции и запреты всего русского.

Головные уборы, напоминающие гребень курицы, женщины начали носить еще с X века. А само забавное название произошло от древне­славянского «кокош» — курица. Хотя письменные свидетельства о кокошниках появились гораздо позже, в веке 17-м. Но это и понятно, ведь первыми летописцами были монахи, им ли пристало о такой ерунде писать, как женские наряды.

Кстати, носить кокошники в старину имели право только замужние женщины, а девицы на выданье просили на Покров у Богородицы: «Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!»

Но вот император Петр I наш, прорубивший, как известно, окно в Европу, кокошники не жаловал. И всем родовитым велел наряды шить на западный манер. И остались кокошники только в традиционных костюмах крестьянок, мещанок, да купчих.

Но появилась в истории России немка с «русскою душою», — Екатерина Великая, более всего желавшая снискать любовь и преданность простого люда, выучила она язык наш, стала одеваться на русский манер и снова ввела моду на кокошники при дворе.

Невиданно всколыхнули патрио­тизм в России и война 1812 года, развязанная Наполеоном. В записях знаменитого русского мемуариста Филиппа Вигеля остались письменные свидетельства, что во время Отечественной войны 1812 года патриотично настроенные дамы из высшего общества «оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались».

А уже в 1834 году вышел указ Николая I о «новом дресс-коде» и вводе придворных платьев для милых дам в стиле «а-ля бояр», которые следовало непременно дополнять традиционными кокошниками. Дамы даже соревнования устраивали, у кого роскошнее головной убор. А тут позавидовали им арис­тократки самой Европы и нарекли наши кокошники тиарами. Даже Мария, английская королева, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в головном уборе очень похожем на русский кокошник (тиару).

Новую популярность кокошнику принесли наши эмигранты после революции, когда Европу и даже Голливуд в XX веке заполонила мода на все русское, и этот головной убор стал украшать головы местных кинозвезд.

Настала эпоха возрождения у милого кокошника в России и сейчас. Многие бренды обыгрывают этот головной убор в своих «луках».

Культурный код ведь — ценность непреходящая…

Е.РАССКАЗОВА.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.