Какова миссия современного, настоящего учителя? Каким он должен быть? Об этом мы побеседовали с Ольгой Николаевной Хевсоковой, учителем русского языка и литературы средней школы №2 села Успенского.
— Учитель не должен суетиться, — говорит педагог. — Наша профессия не любит поспешности, необдуманных решений. Ведь ни для кого не секрет, что сидящие за партой сегодняшние мальчишки и девчонки — это будущее страны! И на плечи учителя возлагается огромная ответственность. Знаете, мне очень нравится высказывание философа Джона Дьюи: «Если мы будем учить детей сегодня так, как учили вчера, мы украдем у них завтра».
Отсюда вытекает следующее правило, что учитель не тот, кто учит, а тот, кто учится. И я учусь с каждым новым набором у своих детей, а они у меня. Ведь время неумолимо движется вперед и выдвигает все новые и новые требования. Поэтому сегодня в нашей профессии необходимы не только полная самоотдача, преданность выбранному делу, но и владение инновационными технологиями. А еще очень важно уметь строить учебный процесс на взаимном доверии, доброте, и только тогда будет взаимопонимание между учителем и учеником. Знаете, я очень часто слышала такое суждение, что излишняя доброжелательность портит детей, а за доброту они платят непослушанием, так как не боятся даже порицаний. Лично я в корне не согласна с таким мнением.
Поздравляем Ольгу Николаевну Хевсокову с присвоением звания «Заслуженный учитель Кубани» и желаем новых творческих высот в педагогике и новых замечательных открытий вместе со своими учениками.
«Рассветовцы».
Считаю, что учитель должен быть добрым, и тогда только дети будут отвечать ему тем же. Так как любой предмет, будь то русский язык, литература, физика, математика, воспринимается через личность учителя. То, какой ты есть, и делает твоих учеников. Поэтому я стараюсь быть требовательной прежде всего к себе. Стремлюсь сделать свои уроки интересными настолько, чтобы заинтересовать ребят и своей профессией. Ведь в детстве многие мечтают стать бизнесменами, архитекторами, моделями, актерами. А, может, благодаря урокам языка и литературы, они изменят свое мнение? Вот в этом году три выпускника у нас поступили на филфак. Я очень этому рада.
Современные дети — они не лучше и не хуже, чем раньше. Они просто другие. Стремление совершать открытия, придумывать что-то необычное, менять этот мир заложено в них с самого рождения. Но именно наставник, учитель может поддержать эти творческие порывы, открыть детские способности и таланты, развить умение удивляться, казалось бы, самым обыкновенным вещам.
Давать даже не столько знания, так как информацию они могут получить из любых доступных источников, а именно творческий подход, как способ открыть новый мир и выразить себя.
Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь крылата?
Попробуй научить детей творить,
И крылья обретут ребята.
Да, это сложно, но и безумно интересно, так как профессия учителя обладает еще одним уникальным свойством — она позволяет нам видеть личностный, духовный рост учеников и любоваться достигнутым. Люблю открывать для них Маяковского, к которому у многих со школьной скамьи неоднозначное отношение, или такие сложные произведения, как «Война и мир». Этот роман перечитываю каждый раз заново и каждый раз открываю что-то новое для себя, стараюсь донести это ребятам на уроках. Честь, достоинство, совесть — это вечные ценности, которые и в наше время не менее важны, чем тогда.
Горжусь, когда наши выпускники поступают в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и говорят о том, что база и разносторонние знания, которые они получили здесь, в селе, позволяют им чувствовать себя уверенно среди столичных сверстников. И просто замечательно, когда через годы ты встречаешься со своими уже взрослыми воспитанниками, которые стали достойными людьми.
Е.УСПЕНСКАЯ.
Фото из архива О.Хевсоковой.