— Что для Вас отцовство?
— Дети, как и родители — это для меня Святое!
Рудика Юриковича Петросяна знала по совместной работе в Совете муниципалитета: всегда сдержанно строг, уважительно скромен. Обязанности депутатов —
это работа во благо избирателей, общественно значимая нагрузка, не имеющая конкретных дат и расписания, она, прежде всего, предписывает нам оправдывать доверие, оказанное земляками. Всегда и во всем соответствовать этому статусу — народного избранника, не запятнать честь рода, фамилии, для Рудика Петросяна не просто слова — образ жизни.
— Воспитание детей покоится на обычаях и традициях предков. Этот урок жизни, своего рода, закон нашей нации, одной из самых древних в мире, на личном примере мне преподают мои родители, — ответил на мои вопросы не о работе и депутатской деятельности, а, впервые рассказывая о себе, о своей замечательной семье, Рудик Юрикович.
Он родился в одном из сел Азербайджана, где беременная Пайцар (имя мамы героя материала, которое с армянского переводится «яркая, прозрачная» — прим. автора) Петросян ждала первенца, а глава семьи Юрик Аршакович был на заработках, у родни на Кубани.
— Рождение сына для армянина всегда знаково! Ведь сын — это продолжатель рода, твоей фамилии. Не скрою, особое чувство испытал, когда родился мой первый сын! И я, конечно, назвал его в честь отца, Юрием. Мне мой отец рассказывал, наставляя, что рождение сына — это не только гордость мужчины, но и высочайшая ответственность, потому что воспитать надо так, чтобы род не опозорил, чтобы достойным человеком вырос и семью свою на тех же жизненных принципах строил, детей своих наставлял, согласно заветам предков. В 43 года у меня трое сыновей — Юрий, Тигран и Арарат. Большая семья, а я мечтал, честно, о пяти сыновьях. Дети — это счастье, родители — моя гордость и забота, — с теплотой в голосе говорит Рудик.
— У нас, Петросянов, такая традиция — в семье должно быть много детей. Например, у отца было еще шестеро братьев и сестер, по маминой линии — еще пятеро, кроме нее! Это действительно богатство рода! Мы, Петросяны, здесь, на Кубани, в селе Успенском, все живем в одном дворе: построились рядом друг с другом и растим наших наследников все вместе, а родители их также учат уму-разуму, как и нас.
Традиции нации — это культурный код
В армянских семьях, впрочем, как и в семьях всех народов Кавказа, очень трепетно относятся к слову старших, родителей почитают, а детей всегда воспитывают в строгости, без излишеств. Мальчики, и это древняя традиция, обязаны неукоснительно следовать заветам предков и воспитывать своих детей личным примером благонравия, должного поведения в быту и общественной жизни. Армяне-отцы с любовью и терпением готовят своих сыновей к жизни, учат их трудиться. Отец поощряет стремление сына преодолевать слабость, боль, страх, учит ухаживать за домашним скотом, например, или выгонять его на летние пастбища, а также, готовить продукты из молока — делать сыр, взбивать масло. Конечно, учат парней готовить и блюда из мяса, в целом, разбираться в «мясных» премудростях.
— У меня отец — строитель, поэтому я с детства с ним на стройках подсобником был, учился всему, — рассказал Рудик Юрикович. — Благодаря этому, я знаю и ценю любой труд, уважаю тех, кто без лишних слов, засучив рукава, берется и делает все, чтобы семья жила в достатке. На нескольких работах сразу трудился, да, бывало и такое, это обязанность мужчин — содержать свою семью, мальчики растут, понимая, что надо проявлять уважение к старшим, что надо в доме помогать во всем, выполнять порученное. Например, наша мама тоже всегда в строгости нас с братом и сестрой воспитывала. Уходит на работу — обязательно, сделает нам ряд поручений: выучить уроки, прополоть грядки, убраться в доме, выбить ковры, собрать фрукты, управиться на хозяйском дворе (покормить, попоить птицу и скот). И никаких отговорок — все четко, а если не выполнили, никуда вечером, на гульки, как у нас говорят, не пойдешь. К отцу с жалобами и просьбами отпустить вечером к друзьям на посиделки, в таком случае, даже подходить не надо было, а то еще десяток поручений добавит, — улыбаясь, вспоминал Рудик Юрикович. — А папа учил жизни такими методами. Например, у отцов моих сверстников, одноклассников были автомобили, и они своим сыновьям давали «порулить». С такой просьбой, чтобы пофорсить, я тоже к нему как-то пришел. Он глянул на меня, улыбнувшись, и сказал, что без водительского удостоверения, которое можно получить, сдав экзамены в ГАИ в 18 лет, не разрешит сесть за руль семейной машины. Я сам заработал и оплатил курсы по вождению, сдал экзамены и с водительским удостоверением пришел к отцу. Он поздравил с получением «корочек» и очень торжественно сказал: «Молодец, сын! Совсем взрослым стал! Сейчас надо поставить себе цель — заработать на свой автомобиль, раз права уже у тебя есть!» Спасибо ему за этот и подобные уроки, за то, что он научил меня всему, сейчас понимаю, как это важно для нас было, именно воспитание трудом и собственным примером, и сам стараюсь так делать, так детей воспитывать.
Любовь и верность — основа основ
Свою Алину Рудик Петросян приметил еще в школе, очень понравилась девушка, но так как разница в возрасте у них семь лет, интересы редко пересекались. После завершения учебы в колледже, как и всем сверстникам, Рудику пришла повестка. Отслужив год в армии, по возвращению домой он поступает в Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права. В тот момент Алине было уже 17, когда они познакомились и подружились, в компании успенских парней и девушек вместе проводили время на бульваре в Успенском.
— Он меня очень привлекал, — поделилась со мною воспоминаниями Алина Сергеевна Петросян. — Мои сверстники были такими взбалмошными, практически дети, а Рудику — уже почти 25. Серьезное поведение, манера общения — уважительная, воспитанный парень — сразу было видно. Мы дружили 4 года, окружающие не воспринимали нас, как пару, просто общались всегда в одной компании, где был младший брат Рудика — Роман. Это я потом узнала, что мой будущий супруг приходил вместе с братом только потому, что так встречался со мною. А в душе я всегда чувствовала, что тоже нравлюсь ему, но понимала, что и его родители, и мои будут против нашего союза, хотя у меня были подружки, которые вышли замуж и создали прекрасные семьи с парнями адыгами, черкесами, армянами, татарами. Для Кавказа межнациональная семья — не редкость в целом, но тогда наша дружба не завершилась свадьбой.
А меж тем, Роман Петросян, благодаря которому и познакомились будущие супруги, в один из дней сказал Алине, что Рудик уехал в другой город, будет там работать и строить свою жизнь. Сердце девушки сжалось от сожаления, что вот так, в какой-то миг, все ее робкие мечты оборвались… Даже подумала она, что ей лишь показалось, будто нравилась парню.
— Нет, я тоже очень переживал, вспоминал Алину, когда уехал. Уверил себя, что я — не ее судьба, — в свою очередь рассказывал Рудик Юрикович.
Только все-таки, глубоко в его сердце ростком пробивалась надежда. Ведь с детства отец наставлял: «Надо стремиться, стараться достичь цели, вырасти достойным уважаемым человеком, умеющим брать ответственность за свои поступки, а, значит, время все расставит на свои места, обязательно». Так и получилось.
Через год он вернулся все же в Успенское — тянуло домой. Еще четыре года спустя, когда Рудик и Алина уверились в чувствах, но по-прежнему не решались сделать завершающий шаг, уважая традиции обеих семей, произошло событие, которое благословили небеса… Пайцар Гарегиновна, видя, что старшенький ни с кем не общается, а младший Роман рассказал ей, как Рудику нравится Алина Бородавко, как они давно, со школьной поры, симпатизируют друг другу, бережно относясь к своим чувствам и чувствам родителей, позвала Рудика на разговор, прежде посоветовавшись с супругом и получив его согласие.
— Что ты ждешь? Нравится она тебе, значит, веди — будем знакомиться. И учти, все будет по нашим обычаям: помолвка сначала, обговорим все, а потом только свадьба, — разве мог он перечить слову мамы? Нет, конечно!
Не тратя времени, буквально сияя, парень отправился к родителям Алины. Сказал все — о своих чувствах, о своих намерениях. Переживал, видя, как отец девушки нахмурил брови, а мама сразу стала говорить о том, что надо же доучиться дочери… Рудика-то они знали: он приходил к дому, приглашал Алину на свидание — все четыре года до этого, каждый раз спрашивая позволения у родителей.
— Сотовых телефонов тогда еще не было так много, а общаться нам нужно было, все равно, что воздухом дышать! — вспоминала Алина. — Рудик заработал, купил и подарил мне телефон. Он вообще очень заботился обо мне, о моей семье в целом — всегда, когда приходил, если видел, что нужна помощь по хозяйству, то не спрашивал, а брался и делал. Словом, в тот раз Рудик пришел и объявил моим родителям, что будем готовиться к свадьбе, что он не сомневается, что его родители полюбят меня, как родную дочь.
— Когда я впервые пришла к ним в дом, то меня действительно встретили очень приветливо, доброжелательно, хотя мама Пайцар смотрела немножко настороженно, как бы приглядывалась ко мне. Позже я поняла этот ее взгляд: как каждая мама она переживала за своего ребенка, ведь счастье детей — важно для каждой из нас. Она научила меня готовить национальные блюда, она научила меня разговаривать как с друзьями с моими детьми, она научила меня многому, я ее называю мамой, у меня действительно с тех пор — две мамы!
Став отцом сына в 30 лет, назвав мальчика в честь Юрика Аршаковича, Рудик, как вспоминает Алина, сказал ей о своей мечте: «Пусть у нас будет пять сыновей, и все они превзойдут нас, пусть будут счастливы и прославят род трудом, справедливым сердцем своим и добротой души!»
Рудик Юрикович вот уже более пяти лет возглавляет районное отделение «Союза армян России», на его счету организация различных акций и участие во всех без исключения членов отделения САР в мероприятиях патриотического и межнационального направления. Подарки детям из многодетных и малообеспеченных семей к Новому году, поздравления и продуктовые наборы для семей ветеранов войны и труда, заслуженных и почетных тружеников района, как депутат Совета муниципалитета он организовал и возглавил вместе с коллегами и друзьями-предпринимателями одну из первых волонтерских групп «Успенский район вместе с Донбассом». И вот уже два с лишним года занимается сбором и доставкой прямо на передовую гуманитарных и иных грузов для наших бойцов.
То, сколько личного времени, отрывая его у семьи, тратит Рудик Юрикович на волонтерскую работу, можно лишь догадываться, а лучше сказать, что практически все. В нынешнем году сыновья просились хотя бы на три дня съездить на море, но не получилось выкроить времени, к сожалению. Правда, погода еще позволяет, поэтому, может быть, семья Петросян сможет выбраться отдохнуть.
Четырнадцатилетний Юрий помогает отцу. Ведет всю переписку, делает и размещает ролики с благодарностями участникам в чате волонтерской группы за взносы в общую копилку. Потом обязательно выкладывает отчеты о тратах, о закупках всего того, что озвучивается бойцами разных подразделений. Когда отец уезжает на Донбасс, Юрий отслеживает перемещение всей команды по онлайн-карте и обязательно успокаивает маму, если связь с отцом пропадает надолго: «Мам, не волнуйся, там такая яма, выедут из нее — и опять он будет доступен, не переживай, все будет хорошо. Надо же теперь все, что собрали наши земляки, что закупили отец и дядя Артем (Артем Христович Симонян — предприниматель, волонтер, друг и кум Рудика Петросяна — прим. автора) доставить солдатам, пусть бьют врага!»
После опасной и выматывающей дороги за «ленточку» и обратно все трое мальчишек, ликуя, встречают отца дома. Наскоро рассказывают о своих успехах в учебе и о других достижениях, дают ему возможность выспаться, готовя видео-отчеты для участников группы. Это очень важно, как учит их отец, сказать слова благодарности всем и каждому, кто внес свой вклад в общий сбор, кто передал бойцам частичку тепла.
На сегодняшний день только через группу, созданную Рудиком Петросяном, были собраны более чем 17 миллионов рублей — все они были направлены на закупку необходимого для подразделений наших бойцов и мирных жителей Новороссии.
— Рудик — замечательный отец, — говорила Алина Петросян. — Я ему очень благодарна за то, как он воспитывает сыновей, что он их учит своим личным примером не перечить старшим и почитать их, оказывать помощь всем, кто в ней нуждается. Юрий и Тигран, например, все могут делать по хозяйству, помогают мне во всех делах и очень гордятся отцом, как и наш первоклассник Арарат, как мы все, как все наши с Рудиком четыре крестника.
— Мама, — говорят они мне, — когда папа приходит в школу, нет учителя, который бы его не знал. Его уважают за дела и за помощь, которую группа под его руководством оказывает бойцам армии России. И даже отцы наших одноклассников приходят к нему, чтобы поблагодарить за то, что папа привозит посылки от родных туда к ним, — вот так говорят наши сыновья.
…От себя добавлю, что узнала, когда пообщалась с семьей Рудика Юриковича Петросяна, один примечательный момент. В семейных традициях армян крестными у ребенка должны быть обязательно супруги. Крестник — это практически родной ребенок, о нем молятся, его часто навещают, ему помогают во всем без исключения, его воспитывают, наставляют и духовно, и в жизни. Поэтому и выбирают крестными своим детям только пару самых лучших супругов, понимающих, какая это важная миссия, а не просто дань моде. У супругов Петросян — два крестника и две крестницы. Семейные ценности и традиции — это то, что свято они хранят.
Накануне всероссийского самого, пожалуй, молодого праздника России, Дня отца, в Краснодарском крае проводился региональный конкурс под названием «Самый лучший папа». Его главная цель, как подчеркнули организаторы, рассказывать на примерах глав семей на Кубани, о незаменимой роли папы в воспитании детей. Эксперты из числа представителей региональных минтруда и соцразвития, минкультуры, министерства физической культуры и спорта и общественников оценивали участников по десятибалльной системе. Всего было 50 пап, вышедших в финал конкурса и занявших первые места на этапе в муниципалитетах. Из них члены жюри, согласно полученным каждым финалистом баллов, и определили пятерых победителей.
Рудик Юрикович Петросян награжден дипломом лауреата краевого конкурса «Самый лучший папа» 2024 года.
И.ДМИТРИЕВА.
Фото из архива семьи Петросян.