В последние дни октября 70-летние отметил Александр Иванович Антюшин — наш уважаемый селькор, автор публикаций о природе района и края, полюбившимся многим читателям «Рассвета». Именно его зарисовки об Успенском районе, стихотворения о жизни, любви и войне помогают отвлечься от суеты, остановиться, чтобы посмотреть на небо, деревья да цветы, восхититься Кубанью, и понять, что этот мир безграничен, удивителен и прекрасен.

Накануне праздника А.И.Антюшин ответил на несколько вопросов «рассветовцев.

— Александр Иванович, так «вкусно» писать о малой родине, на мой взгляд, может только тот человек, который любит ее всем сердцем. Вы считаете себя патриотом?

— Мне повезло родиться на Кубани, в замечательном, любимом мною Успенском районе, жить здесь и трудиться. И сегодня я с радостью смот­рю на наши села и станицы, отмечая улучшение быта земляков, строительство новых социальных объектов, ремонт дорог. Мы с районом — юбиляры: мне — 70 лет, ему — 100! И я люблю его всем сердцем!

— Многие земляки знали Вашего отца — Почетного жителя Успенского района и села Коноково Ивана Нау­мовича Антюшина. Повлиял ли его пример на выбор Вами профессии учителя?

— Если сложить педстаж нашей семьи, то получится 500 лет! Из них 47 — мои… Основоположником династии педагогов стал мой дедушка Наум. Будучи мальчишкой, он дружил с поповским сыном, которого заставляли учиться грамоте. И чтобы неразумное дитя не сопротивлялось, разрешали на занятия приходить вместе с товарищем — Наумом. Вот оттуда и берет истоки тяга к наукам в нашей семье.
У дедушки и его жены Аксиньи было четверо детей: Анна, Георгий, Антонина и Иван. И все они стали учителями. Мой папа посвятил любимой работе 59 лет! Он руководил школами на хуторе Первомайском и в селе Коноково. Педагогический стаж моей мамы, Ирины Михайловны — 25 лет. Мои бабушка Зина и брат — тоже учителя.

— Каким было Ваше детство? Что особо запомнилось?

— Детство мое прошло на хуторе Первомайском. До сих пор там стоит наполовину разрушенная турлучная хата с остатками извести на глине. Полы в ней были земляными, тоже мазаные глиной с конским навозом, сверху покрытые рубероидом. Между двумя жилыми комнатами помещалась русская печь. В ней всегда «рождалось» что-то вкусное, аппетитное: хлеб в виде большущих толстокорых буханок, булочки и пирожки. Через коридор, в соседнем помещении, стояла корова. Там же бегали и неслись куры, выводились цыплята. Гуси были в другом месте. Тогдашний быт запомнился мне керосиновыми лампами, осветителями долгих вечеров, примусами да керогазами.
На улицах — колодцы с ледяной водой. Школы отапливались дровами и углем. Ездили по хутору повозки с арбами, которые медленно тянули волы (быки), погоняемые длинными палками с крюками под звучное «Цоб-цобэ!». Контраст с современностью —
огромный. Но чем-то притягивает то дорогое счастливое время. Наверное, настоящим патриотизмом, когда почитались герои войны, пионеры, целинники, БАМовцы, космонавты.
За модой не гнались, одевались просто. Часто вещи передавались в семье от одного ребенка к другому. Наша советская школа была лучшей в мире! Учебники, мел, доска и учитель… Педагог в абсолютном авторитете за свои строгость, справедливость и самоотдачу. Не было в то время даже слова «репетитор». Детей учили так, что они при должном старании легко поступали в любой вуз страны.

— Каким был Ваш путь в профессию?

— Моя педагогическая деятельность началась в 1977 году, после окончания Адыгейского государственного педагогического института. Получив заветный диплом, я захотел испытать себя и поехал в поселок Мирный Саратовской области. Трудился там три года учителем и директором. Это, конечно, небольшой период, но он научил меня принимать верные для учителей и детей решения. Потом я вернулся обратно.
Следующие 17 лет счастливо работал в замечательном и сильном коллективе средней школы №12 села Марьино, возглавляемом Ниной Николаевной Мищенко. Самые большие свои успехи связываю именно с этим образовательным учреждением. Ворошу память, и «всплывают» в ней десятки проектов, мероприятий. Это и закладка дендрария в честь 40-летия Победы, и посадка плодово-ягодного сада, и организация экологической тропы, клуба юных исследователей природы, проведение школьных химических вечеров, Дня птиц и многое другое. В то время я входил в состав профкома Успенской организации педагогов, был членом президиума общества охраны природы района, успевал работать в вечерней школе.
В 1997 году перешел в СШ №6 села Вольного. Был там учителем, замдиректора по методической работе, занимался наставничеством, аттестацией работников, оборудованием и смотром кабинетов, разработкой программ развития. Три года возглавлял учебное заведение. У нас здесь также проводили интересные вечера, походы на природу, экологические тропы, дни птиц и олимпиады. Своим детищем считаю ежегодный итоговый праздник «Дом, в котором мы живем».
В 2007 году я принял предложение Анатолия Петровича Полуэктова и перешел на работу в Армавирский зооветеринарный техникум, стал обучать будущих механизаторов, ветеринаров, бухгалтеров, кинологов. Одновременно возглавлял методический кабинет и студенческое научное общество, курировал проведение конкурсов и мероприятий. Последние 15 лет работаю преподавателем Армавирского медицинского колледжа. Здесь мои знания пригодились будущим фармацевтам, медсестрам, акушерам и фельдшерам.

— Как вам удается «читать» природу, понимать ее?

— Вы загоняли когда-нибудь в пятку колючку? Обжигались «жигучкой» (крапивой)? Тонули в речке? Катались по тонкому льду? Мне близка была природа с детства! Уруп был таким же магнитом, как конфеты для сладкоежки. Наперегонки, босиком мы, мальчишки, мчались летом к живительной влаге, а потом согревались на горячем песке, загорая от затылка до пят. А в лесу — ягоды, цветы, птицы, неожиданные встречи, даже со змеями. Проселочные дороги были исхожены и изъезжены на велосипедах. Поля с «зеленым» или наливным зерном! Лесопосадки, абрикосовые в том числе, с сорочиными да вороньими гнездами… У меня в детстве всегда была живность — аквариумные рыбки, птицы, черепахи. Я понимал взгляды собак, их сигналы ушами, хвостом, мог прогнозировать поведение квочки с цыплятами. А о гусях у меня был первый научный «трактат». Наблюдения фиксировал в дневниках, которые веду до сих пор, в фотографиях.
Понимание природы, конечно, переросло в любовь к ней! К ее красоте и боли, к суровости и жестокости, к простоте и мудрости. В ней я черпаю вдохновение, ищу силы, ответы на вопросы, отдыхаю и восторгаюсь. Отсюда — рассказы и стихи.

— Александр Иванович, а хобби у Вас есть?

— Начиная с 7 класса, я был активным участником конкурсов журнала «Юный натуралист», дважды даже становился победителем «Клуба почемучек». Затем меня пригласили в школу юннатов… В детстве собирал спичечные этикетки, писал картины акварелью, играл в футбол и волейбол. Сейчас к увлечениям можно отнести фотографию, поэзию, наблюдение за природой (фенология). Иногда пишу зарисовки для «Рассвета». В последнее время в «Телеграмме» веду канал «Страницы чудные природы». Сохраняю в своих архивах вырезки из газет и журналов: о людях России и земляках, о выдающихся достижениях.

— Что считаете главной наградой Вашей жизни?

— Главное для меня — семья! Мама, Ирина Михайловна, отец, Иван Нау­мович — совершеннейший пример любви друг к другу и детям! Все у меня от них: жизнь, образование, патриотизм, традиции, профессия и отношение к ней. Люблю друзей, данных мне в дни испытаний. В них —
какая-то отдушина, сумасшедшая энергетика. Помню практически всех моих учеников. Храню кое-что от них: картины, стихи, тетради. А на видном месте в кабинете, напротив таблицы Менделеева, висят дипломы «Самый любимый преподаватель Армавирского медицинского колледжа».
Построил дом — кирпичный, теп­лый, уютный. Сад плодоносит многие годы. Дети растут, радуют, дарят нам, в том числе, через внуков, любовь и задор. Моя вторая половинка, Людмила Владимировна, во всем поддерживает меня, дарит минуты, дни и годы счастья. С ней приходит вдохновение, с ней встречаем гостей, родных и друзей, выезжаем на природу, радуемся вместе и огорчаемся. Чтим память об ушедших от нас самых дорогих любимых и почитаемых. Хотим, чтобы мир был на земле. Чтобы женщины не плакали о своих сыновьях и мужьях. Чтобы район, Кубань и Россия процветали. Чтобы уходило пошлое, пришлое, генами России не принимаемое. А оставалось лучшее, вспоминалось и закреплялось то, что делало нас сильными, сплоченными, дружными и хлебосольными.
Ю.АНДРЕЕВА.
Фото из архива А.Антюшина.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.