Есть события, которые происходят раз в сто лет. И случается это не спонтанно, а только тогда, когда уже произошло осмысление, пришло время и появились возможности. Именно такой стала поездка наших земляков из аула Урупский в Турцию. Они отправились туда этим летом, чтобы познакомиться с нашими соотечественниками за рубежом — потомками мухаджиров (переселенцев).

Эту, без преувеличения, уникальную этнографическую экспедицию организовали аспирант Института этнологии и антропологии Российской академии наук Нурбий Куров и магистрант Кубанского государственного университета Хариет Курова в рамках деятельности «Адыгэ Хасэ» Краснодарского края.

— Нас встречали как родных, — рассказывал Нурбий, — радовались встрече и обнимали со слезами на глазах. Ведь мы приехали с родины их предков, откуда никто не приезжал уже более века!

Потомки мухаджиров, переселенцев их трех аулов Успенского района, проживают сегодня компактно под Анкарой. В 60-90-е годы XIX века черкесы с Северного Кавказа массово переезжали в Османскую империю.

В окрестностях Анкары, столицы Турции, предки наших земляков основали три аула, которые сейчас называются «İkizce» (Урупский); «Bala» (Коноковский) и «Gökçehöyük» (Кургоковский). Несмотря на официальные турецкие названия, местные жители помнят о своих корнях, как и названия этих населенных пунктов на адыгском языке. Например, черкесы из «İkizce» между собой называют свой аул «Шъхьащэфыжь», так же, как в быту говорят и жители аула Урупский Успенского района.

Об этом и о многом другом участникам экспедиции рассказали на встрече в Доме культуры турецкого «Шъхьащэфыжь» его старожилы. Их волновало абсолютно все, и более двух часов они задавали вопросы.

— Как же они обрадовались, — поделился Нурбий, — когда узнали, что на родине их предков, в аулах, по сей день проживают черкесы, и что в Урупском их — более 1 500 человек.

— Машаллах, — зазвучало в зале. (В русской культуре это выражение примерно соответствует фразе «Слава Богу!»).

В турецком «İkizce» (Урупский) проживает сегодня менее 500 человек, да и то, в основном, летом, а на зиму люди возвращаются в Анкару.

Местные старейшины рассказали и интересную историю о том, как природная смекалка помогла переселенцам-черкесам не только выжить, но и сохранить свою идентичность в нелегких условиях существования на чужбине.

В годы, когда к власти в Турции пришел Мустафа Кемаль Ататюрк, которого в стране почитают как великого реформатора, от национальных меньшинств требовали отказов от родных языков в пользу турецкого, а ассимиляция объявлялась высшим проявлением лояльности к государству. Стали вводиться и фамилии, которых в Турции до 1934 года просто не существовало.

Всем жителям страны надлежало выбрать себе фамилию на турецком языке: списки с возможными вариантами были разосланы по селам. Когда такой указ пришел и в аулы наших земляков, совет старейшин вместе с местной администрацией решили подбирать фамилии под смысл имевшихся адыгских. Так Тугуз (волк) стали называться Bozkurt (Серый волк) и так далее. (Кстати, фамилию Ататюрк, что означает «отец турок», получил тогда и Мустафа Кемаль).

Долгие годы в Турции черкесам запрещалось говорить на родном языке и изучать его. Но, несмотря на это, жители старшего поколения владеют им и всегда очень тепло вспоминают о родине своих предков. Передают рассказы о красоте ее природы, о бурных реках — Кубани и Урупе. В диаспоре об этих далеких берегах и водах даже слагались песни. Что не удивительно: ведь в новых землях под Анкарой нет ни одной речушки. Местные старожилы поведали молодым исследователям, что их дедушки, в свое время покинувшие отчий край, часто видели сны о Родине, России, мечтали вернуться, но судьба распорядилась иначе…

Переселенцы, выходцы из Коноковского, основали в Турции сразу два аула. Один находится рядом с Анкарой и называется «Bala», а второй — «İstilli» — расположен в двух часах езды от Стамбула.

Интересно, что князь Коноков остался жить рядом со Стамбулом, и долгие годы коноковцы на конях преодолевали расстояние от «Bala» до «İstilli» (а это свыше 300 километров), чтобы держать совет со своим «владетелем».

И, несмотря ни на что, в Турции встречаются многие распространенные у нас черкесские фамилии. Под Анкарой сегодня проживают Тлепцеришевы и Екасовы, Дербовы и Тлеужевы, Теувежевы, Губзечевы и другие.

— Нас просили передать большой и теплый «Салам!» на малую родину, — сказал Нурбий, — и пожелать от имени наших соотечественников здоровья и благополучия всем жителям Успенского района!

Е.УСПЕНСКАЯ.

Фото предоставлено Н.Куровым.

Постскриптум. В рамках этой уникальной исследовательской миссии Нурбий и Хариет Куровы провели обширную работу. Позади — сотни километров поездок по различным регионам Турции, где компактно проживают черкесские общины, незабываемые встречи и беседы с местными жителями. И каждая такая встреча — это ценный материал для последующих научных публикаций и исследований, чтобы донести до широкой аудитории богатство и многообразие черкесской культуры.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

You missed