Вот уже 10 лет, как мы живем без мяса, молока, фруктов, орехов и многих привычных когда-то «вкусностей»…

— Автор, Вы в себе? — подумает читатель. А автор, вообще-то, имел в виду продовольственное эмбарго, перекрывшее доступ на наш рынок популярной в те годы «импортной еды» — поставок из США, Австралии, Канады, Норвегии и Евросоюза. Его ввел наш Президент Владимир Владимирович Путин с началом антисанкционной кампании в 2014 году в ответ на запреты и жесткие меры со стороны западных стран в отношении России: «Не пущать, задушить и раздербанить».

Я не располагаю конкретикой о том, какую «выгоду» принесли пресловутые санкции нашим бывшим «западным партнерам», а вот российский агропром и отечественный производитель от этих запретов выиграл однозначно. «Утраченные» товары появились в российском исполнении, да и экспорт удалось нарастить.

Теперь, спустя 10 лет, мы вправе констатировать: в России можно производить все, что угодно, если задаться такой целью и вовремя занять освободившуюся нишу. А их после исхода зарубежных компаний оказалось более, чем достаточно, чтобы развиваться и крупным холдингам, и малому бизнесу, и конкретно фермерам.

 

«Сегодня мы не просто обеспечиваем себя всеми основными продуктами питания в широчайшем ассортименте, но и имеем один из самых конкурентных гибких и технологичных рынков в мире. Российские компании способны производить практически все, что угодно и адаптироваться к любым внешним условиям — это хорошо доказала ситуация 2022-2023 годов, когда из страны ушли многие иностранные бренды. Как и в 2014 году, освободившиеся ниши были быстро заняты отечественным бизнесом, и потребители не почувствовали никаких изменений».

О.ЛУТ,

Министр сельского хозяйства РФ.

 

Интересные цифры к 10-летию продовольственного эмбарго обнародовал Минсельхоз России:

← экспортная продукция агропрома выросла в 2,6 раза;

← объем сельхозпроизводства увеличился более чем на 33 процента;

← выработка пищевых продуктов возросла на 42,9 процента.

Производство сахарной свеклы увеличилось с 39,3 миллиона тонн до 53,2 миллиона. В 2,3 раза больше получено масличных: с уровня 13,2 миллиона тонн в 2013 году поднялись до объема в 30 миллионов тонн.

Картофель, наш любимый «второй хлеб» побил рекорды в прошлом году за целые 30 лет: собрано 8,6 миллиона тонн клубней, в 1,6 раза больше, чем в 2013 году.

Еще один рекорд был поставлен по плодоовощной продукции — 7,5 миллиона тонн! Рост за десятилетие — в 1,7 раза.

Сектор животноводства, несмотря на все имеющиеся сложности, нарастил на треть объемы по производству скота и птицы. И «молочные реки» наполнились новым объемом — на 13,2 процента, благодаря росту продуктивности молочного стада: надой на одну корову вырос более чем на 80 процентов!

В условиях жестких санкций против нашего аграрного сектора мы вышли на новые рекордные показатели по зерновым, собрав 150 миллионов тонн! Увеличили выпуск мясной продукции на 84 процента, а пресловутых «макарошек» — в полтора раза.

Безусловно, сказались и меры государственной поддержки. Она выросла с 198 миллиардов рублей в 2012 году до 443 миллиардов в 2023 году. И на сегодняшний день Россия является мировым лидером по поставкам пшеницы, ячменя, гороха, масличного льна и мороженой рыбы. По праву она получила статус нетто-экспортера продовольствия, сменив импортозамещающую модель АПК на экспортно-ориентированную.

Однако, столь динамичное развитие обострило и проблемы в секторе российского агропрома. И одна из наиболее сложных и масштабных — это кадры, которые должны решать все. Но их сегодня критически не хватает. Не хватает по численности, не хватает по преемственности, сменяемости и обновляемости. И эта проблема является повсеместной. Об этом не раз говорили и руководители агропредприятий нашего района.

Пути решения уже найдены и существуют: выстраивается отечественная «сквозная» система подготовки будущих профи со школьной скамьи, где открываются специализированные агроклассы, затем их ждут в профессиональных средних и высших учебных заведениях и, завершающим звеном является непосредственный работодатель.

Работодатели активно приходят в школы и говорят о перспективах карьеры и широких возможностях для молодых специалистов. Большим плюсом служит и технологическая модернизация, которая сегодня проводится практически во всех хозяйствах и агрохолдингах, а также благоустройство самих сельских территорий и комплексное развитие инфраструктуры в наших селах, станицах и аулах.

Итак, вопрос. Десять лет санкций — в смысле, запретов, «оттуда». Как они повлияли на нас, как мы справились, чему научились?

 

Глава КФХ Андрей Николаевич НИКИТЕНКО, с.Маламино:

— Прежде всего, пришло осознание, что все зависит от каждого из нас лично. И тоже, если откровенно, как в русской пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». На государственном уровне поменялось мышление в сторону поддержки собственных производителей. Мы перестали надеяться и ждать, что нам привезут импортные овощи и фрукты, «ножки Буша», окорочка из Бразилии и так далее. Сколько у нас теперь своих хозяйств открылось тепличных, обеспечили покупателей и плодами, и зеленью разной. А по птице у нас какие мощные площадки открылись, люди и в ЛПХ занимаются, в аулах.

Закончились импортные гибриды и стали свои институты семеноводства возрождать. И если по зерновым у нас КНИИСХ закрывает все вопросы, то по пропашным культурам — по свекле особенно, по кукурузе, подсолнечнику, есть проблемы.

Надеюсь, со временем и они будут решены, появятся новые программы, как, например, по технике, по льготному кредитованию. Мы видим, как идет стимулирование заводов в российском машиностроении сельскохозяйственном, в перерабатывающей промышленности.

Мы в своем хозяйстве парк техники обновили хорошо, пользуемся льготными кредитами. Все только на пользу.

 

Владимир Ильич КУЦУРОВ, глава КФХ, с.Трехсельское:

— Мы занимаемся семеноводством кукурузы, сотрудничаем с НПО «КОС — МАИС», научно-производственным объединением в Гулькевичском районе, которое работает по полному циклу — от создания линейного материала до реализации гибридных семян. Много, конечно, раньше завозилось импортных семян. А в этом году мы выращивали «наш» кубанский «Одиссей», в прош­лом — Обский 140. В прошлом году был хороший урожай, когда было достаточно влаги.

В данном случае, я считаю, что этому предприятию помогли санкции, так как выросла востребованность их семенной продукции, появился сбыт. А у нас — свои, кубанские гибриды.

Что касается овцеводства в нашем хозяйстве, то мясо подорожало, а вот цена на шерсть, наоборот, снизилась. Нет реализации, нет переработки. Ранее шерсть закупалась на экспорт.

Не так хорошо, как хотелось бы, и с кадрами. Трудно найти пастухов, чабанов, механизаторов. Молодежь работать в такие сферы не идет. А чтобы развиваться дальше, нужны хорошие специалисты.

Парк техники пополняется у нас регулярно, работаем со своими производителями сельскохозяйственных машин.

Семена сахарной свеклы приобретаем через ООО «Агрофирма «Агросахар» по договору, одобрили нам заявку и на этот год. Площадь под культуру у нас небольшая, около 46 гектаров, но на результат — работаем!

 

Генеральный директор ООО «Агрофирма «Агросахар» Леонид Викторович Мелихов:

— Мы в прошлом году начали заниматься семеноводством озимых культур. А в этом уже реализовали 3 тысячи 600 тонн озимой пшеницы и небольшой объем — 200 тонн озимого ячменя. Никогда «Агросахар» этим не занимался, а теперь вот начали. Кстати, пшеницу у нас закупили многие наши фермеры. В связи с этим мы идем на увеличение семенных объемов, посеяли 1 400 гектаров семенников на будущий год и 200 гектаров — под размножение. Мы работаем с Национальным центром зерна имени П.П.Лукьяненко, поэтому выделили участки, где будем получать свои оригинальные семена. Сейчас вот с нашим заведующим током Николаем Николаевичем Палием готовим план по расширению мощностей своего семенного завода.

Так что, санкции нам дали, можно сказать, дополнительный стимул к развитию.

Е.УСПЕНСКАЯ.

Коллаж Л.Саулиной.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.