О том, чтобы стать предпринимателем, Анжелика Гайказовна Тумасова никогда не мечтала. После окончания школы она получила образование, устроилась на работу программистом, но через некоторое время поняла, что ее активный характер просто не выдерживает восьмичасового сидения за компьютером, а требует чего-то более интересного и творческого.
— К этому моменту мой папа вместе с двумя друзьями решил открыть небольшое предприятие по производству антифриза для автомобилей, — рассказала Анжелика. — Я им помогала. Планы были хорошие, в их реализацию было вложено много сил и средств (кредитных). Мы нашли помещение в селе Коноково, взяли его в аренду, закупили оборудование, но столкнулись с проблемой: оптовики либо не спешили работать с неизвестным брендом, либо требовали продавать им качественную продукцию по низкой цене. Итогом проекта стала его… остановка.
Так бы и стоял цех закрытым, если бы Анжелика не решила дать ему вторую жизнь, оформив предпринимательскую деятельность. Поначалу, чтобы остаться на плаву, она продавала по себестоимости уже имеющуюся автомобильную «химию», потом расширила ассортимент товаров, добавив к нему те, которыми пользуются все хозяйки: средства для мытья посуды, полов, стекол, сантехники, жидкое мыло и так далее.
— В то время качественная продукция в недорогой упаковке с трудом находила своего покупателя, — говорила А.Г.Тумасова. — Нас не знали, нам не доверяли, поэтому продажи были низкими. Мне казалось, что я топчусь на месте. Руки опускались. В какой-то момент даже приняла решение о закрытии своей фирмы.
— И что же остановило?
— Я стала пользоваться мерами государственной поддержки малого бизнеса, которые есть у нас в крае. О них мне рассказали специалисты районной администрации, с ними же мы и разработали стратегию развития моей фирмы. И первым шагом стало участие в конкурсе «Сделано на Кубани», проводимом департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края при поддержке губернатора региона Вениамина Ивановича Кондратьева.
Логотип «Сделано на Кубани» — это не просто значок, который наносится на упаковку. Это — статус, уровень! Продукция моего предприятия успешно прошла все лабораторные испытания и подтвердила высокое качество и безопасность для потребителей. О том, что может быть иначе, я, если честно, даже не переживала. Ведь еще в начале пути решила работать на совесть и приложила все усилия, чтобы выпускаемые нами товары были не хуже средств, которые рекламируют по телевизору. А даже лучше! И это получилось! Тому подтверждение — сертификаты, позволяющие их применение даже в детских учреждениях.
В том, что во главу угла я поставила качество, был и свой минус — цена готового продукта. Нужно понимать, что если «химия» стоит дешево, то производитель, скорее всего, применил недорогие (порой, опасные) добавки, что он не заботится о здоровье людей. Также это признак того, что средства менее концентрированные и разлиты в плохую тару. Мы же стремились к тому, чтобы человек не просто один раз купил товар, а стал пользоваться только им, возвращался к нам за новыми покупками. Это был мой своеобразный ответ Западу на его санкции в отношении России. Я хотела, чтобы люди поняли: отечественное — значит отличное!
Знак «Сделано на Кубани» стал для моего предприятия настоящим спасательным кругом, трамплином для роста, дал толчок в продвижении товара и преференции. К новым возможностям отнесу, например, и то, что каждые два месяца у меня сертифицируется новый продукт, и за эту услугу я оплачиваю только 20 процентов от суммы. Это огромная помощь, так как наименований «химии» у моей фирмы, которые нужно засертифицировать и получить знак качества, уже более десяти!
Участие в конкурсе открыло перед предприятием и другие двери. Я стала постоянной участницей выставок, в том числе и самого масштабного в регионе мероприятия — «Кубанской ярмарки». Здесь я получила возможность общаться с людьми, рассказывать им о нашей марке. Многие жители поначалу с опаской покупали средства, ссылаясь на то, что привыкли доверять известным брендам. Но, прочитав состав, ознакомившись с сертификатами, соглашались купить «химию» в небольшой фасовке — по одному или 0,5 литра. Но на следующей выставке они уже искали наш стенд, чтобы «закупиться основательно», брали товары в канистрах по пять литров. «Чтобы хватило до следующего раза», — объясняли они.
Не могу не поделиться радостью от того, что за последние два года я уже получила два диплома лауреата от губернатора Краснодарского края Вениамина Ивановича Кондратьева в номинациях: «Непродовольственные товары» (2023 год) и «Товары технического назначения» (2024 год). И подала заявку для получения знака качества на чистящие средства без ядовитой химии. Для этого наладила выпуск продукции, которая будет соответствовать всем нормам и станет безопасной для людей. Надеюсь, что в 2025 году список наград моей фирмы пополнится еще одним дипломом, а мы для этого приложим все усилия.
— Что еще дало Вам участие в выставках?
— В 2023 и 2024 годах мы продолжили укреплять свои позиции на рынке, расширили ассортимент товаров до 15 наименований средств для дома и автотранспорта, заключили выгодные контракты на поставки продукции в детские сады, школы, столовые и кафе.
Ключевыми госзаказчиками стали филиал санатория «Автомобилист» в Сочи, Динская центральная районная больница, детский сад №19 поселка Заречного, средние школы №4 села Коноково и №12 села Марьино.
Благодаря поддержке сотрудников министерства промышленности Краснодарского края, в 2024 году наш каталог продукции разместили на промышленном портале региона, что также дало возможность рекламировать себя, расширять рынки сбыта и заключать новые договора.
Вот так за последний год моя компания увеличила штат до пяти сотрудников, которые получают среднемесячную заработную плату в размере 35 тысяч рублей (с ежегодным ростом 10-12 процентов).
— Сейчас товары, произведенные в Коноково, продаются не только на Кубани, но и по всей стране. Как Вы этого добились?
— В наше время людям проще не ходить по магазинам, а взять в руки телефон и сделать заказ из дома. А потом просто поехать на склад и забрать товары. Такую возможность им дают известные маркетплейсы. Я решила воспользоваться этими площадками для расширения рынка сбыта. В итоге покупать нашу продукцию стали жители других регионов. И многие становятся нашими постоянными клиентами. Мне всегда приятно читать их отзывы. Покупателя не обманешь! Люди ищут товары по доступной цене, но, в то же время, всегда смотрят на качество.
В общей доле выручки в 2024 году продажи через маркетплейсы составили 63 процента. Остальные деньги — это розница и поставки по государственным контрактам.
— Я знаю, что в Вашем магазине вы продаете бытовую химию, в том числе, и на розлив. Почему решились на такой шаг? Как это восприняли покупатели?
— Идея открытия в Армавире магазина с продажей бытовой химии на розлив родилась из стремления сделать качественный продукт максимально доступным для потребителя. Ни для кого не секрет, что значительную часть стоимости товара составляют его упаковка и маркетинговые расходы. Мы же сосредоточились на создании высококачественных, концентрированных средств.
Пробиться на полки крупных сетей новому бренду очень сложно из-за их коммерческих условий. Поэтому мы решили пойти другим путем: работать напрямую с покупателем. Формат розлива позволяет людям приобретать ровно столько, сколько им нужно, не переплачивая за тару и бренд. Согласитесь, купив один раз красивый флакон, нам никто не мешает постепенно доливать в него моющее средство и использовать не один месяц, а, к примеру, год! Опт — дешевле! И удобнее, ведь нужные товары у тебя всегда есть дома с запасом.
Покупатели восприняли это положительно. Они приходят к нам именно за проверенным качеством от производителя, ценят экономию и разумное потребление. Спрос подтверждает, что это был верный стратегический ход. Именно поэтому я хочу открыть еще один такой магазин в селе Успенском.
— Анжелика, какие у вас планы?
— Сейчас наш цех располагается в ангаре, который мы арендуем у собственника. Но скоро адрес производства изменится. Не так давно я приобрела участок земли площадью более 27 соток в селе Коноково, в районе кирпичного завода. При поддержке сотрудников администрации муниципального образования Успенский район был собран пакет документов на получение займа по программе «Промышленник» и направлен на рассмотрение в Фонд микрофинансирования Краснодарского края.
Деньги, а это большая сумма — 2,5 миллиона рублей, будут выделены всего под один процент годовых, так как предприятие является обладателем знака «Сделано на Кубани». Деньги мы направим на развитие. Первым делом построим помещение для будущего цеха и склада, потом проведем коммуникации, приобретем новое оборудование, так как то, что имеется у нас, уже требует замены.
Также в этом году я планирую начать продажи товаров в сетевых магазинах. От этого выручка будет небольшая, но зато появится возможность узнать о нас бо́льшему числу людей. Уверена, если человек решит один раз купить нашу «химию», то он отдаст предпочтение ей и в дальнейшем.
Верю, что все мои планы обязательно осуществятся! В завершение нашей беседы я благодарю губернатора нашего региона Вениамина Ивановича Кондратьева, по инициативе которого в крае действуют такие нужные программы, проводятся конкурсы и выставки. Они помогают представителям малого бизнеса не просто держаться на плаву, а активно развиваться. Также говорю «Спасибо!» руководству муниципалитета, лично главе Успенского района Геннадию Клавдиевичу Бахилину за то, что специалисты оказывают помощь в подготовке пакетов документов, информируют о новых возможностях и сопровождают проекты. С такой колоссальной поддержкой от государства мне не страшно смотреть в будущее!
Ю.АНДРЕЕВА.
Фото предоставлено А.Тумасовой.
«Даже наша небольшая фирма не должна стоять в стороне в сложное для страны время, когда идет специальная военная операция. Мы на постоянной основе оказываем благотворительную помощь, отправляя в зону боевых действий нашу «химию». Ведь бойцам на фронте, так же, как и людям в тылу, приходится мыть посуду и стирать одежду. Это — наш вклад в общую победу».
А.ТУМАСОВА,
индивидуальный предприниматель.