Много ли мы, жители Успенского района, знаем о своем родном крае? Вопрос не праздный. В паспорте каждого человека есть графа «место рождения», а в ней — название его малой родины. Абсолютно для многих это не только сочетание букв и звуков, отражение географической действительности для ориентирования в пространстве, а именно то, «…с чего начинается Родина»: большая, великая. У каждого населенного пункта, даже самого маленького, — свое название. Но далеко не все могут объяснить, как, когда и почему оно появилось.
Многие спросят: «Зачем, все-таки, обладать этими знаниями?» Ответ прост: прежде всего — для памяти! Помним мы — не забудут и о нас. Нет памяти — наступает беспамятство, а это — страшно. Краеведение — это, как раз, тот самый случай, когда «лучше поздно, чем никогда».
История села Трехсельского до недавней поры оставалась, наверное, самой малоизученной страницей в истории Успенского района. Когда и при каких обстоятельствах появился этот населенный пункт, было одной из главных его тайн. Существовавшая скупая информация о нем состояла из рассказов старожилов, основанных на воспоминаниях их родителей. Но не давала ответы на эти вопросы.
Тем не менее, работая в последнее время в архивах Успенского района и города Армавира, в государственных архивах Краснодарского края и Карачаево-Черкесии, удалось обнаружить немало поистине удивительных исторических сведений, ранее неизвестных даже нынешним старожилам Трехсельского.
Самое, пожалуй, невероятное — наконец-то удалось раскрыть тайну рождения названия «Трехсельское», установить точную дату его появления, а также проследить невероятную историю того, как на заре своего зарождения это сельское поселение несколько раз меняло свой статус, пройдя путь от небольших крестьянских хуторов к волости, казачьей станице, и наконец — села!
Есть земля — будут и сёла!
Безусловно, с исторической точки зрения летопись Трехсельского началась несколько раньше того времени, когда на реке Урупе появилось селение с названием Трехсельское. Предыстория начинается в 60-70-х годах XIX века, когда «за службу на Кавказе» и проявленные во славу Отечества подвиги генералам и офицерам бывшей Кавказской армии было щедро пожаловано право владения крупными земельными наделами на Правобережье Урупа. Это были генерал-майор князь А.Е.Бектабеков, генерал-лейтенант А.П.Опочинин, генерал-лейтенант Н.И.Вольф, генерал-лейтенант Генерального штаба И.И.Ходзько и другие. Герои Кавказской войны, получив землю в частную собственность, но несклонные хозяйствовать, предпочли (даже ни разу не появившись в своих «имениях»!) побыстрее с ней расстаться. Со временем большинство этих земельных участков были по различным причинам проданы (иногда — неоднократно) другим людям.
Быстрое экономическое развитие Кубанского края в то время сдерживала его малонаселенность, что, естественно, вызывало нехватку рабочих рук. Но затем плодороднейшие почвы, сравнительно низкие цены на землю и ее аренду, а также правительственные мероприятия (издание Положения 1862 г. «О заселении предгорий Западного Кавказа» и закона от 29 апреля 1868 г. «О дозволении русским подданным невойскового сословия приобретать собственность в землях казачьих войск») сделали Кубань притягательной для крестьян из центральных губерний Российской империи. И народ буквально хлынул сюда.
Основную массу переселенцев составляли крестьяне из Воронежской, Курской, Орловской, Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний. За непродолжительное время, несмотря на все трудности, правобережье Урупа изменилось коренным образом: здесь появилась густая цепочка различных по числу жителей селений, объединенных общей задачей сельскохозяйственного использования местных земель.
Возникновение первых населенных пунктов на будущих трехсельских просторах, вероятно, следует относить к концу 60-х — началу 70-х годов XIX века. Первое официальное упоминание о селениях, ставших впоследствии административным зародышем будущего Трехсельского, относится к 1885 году. Это знаменитый «Список населенных мест по сведениям 1882 года», составленный действительным членом Кубанского областного статистического комитета есаулом Е.Д.Фелициным и изданный Кавказским статистическим комитетом в 1885 году в Тифлисе.
В нем упоминается о хуторе, расположенном на правобережье Урупа, «в 5 верстах от ст.Безскорбной», на землях, принадлежащих генерал-майору Кравченко. В то время на хуторе насчитывалось 65 дворов, в которых проживали 346 выходцев из малороссии (184 мужчины и 162 женщины).
Накануне революции 1917 года будущая трехсельская территория состояла из двух волостей: Перловской и Петровско-Колобовской.
Необходимо пояснить, что согласно утвержденному в 1891 году новому Положению об общественном управлении в казачьих войсках, заменившему Положение 1870 года, в Кубанской области для казачьего населения устанавливались две категории населенных пунктов: станицы и хутора, управляемые казачьей администрацией. Для невойскового же населения, проживавшего в селениях, поселках и аулах, предусматривалась волостная система управления (волость — низшая административная единица крестьянского самоуправления, образуемая из смежных сельских обществ — прим. авторов).
Волость Перловская занимала западную часть нынешнего села (от улицы Щорса — до улицы Дзержинского). Волость Петровско-Колобовская (от ул.Дзержинского — до нынешней Новоурупской ООШ №14) включала в себя и х.Воронежский.
В «Кубанских календарях» за 1910-1916 годы есть даты образования товариществ по обработке земли. Товарищество «Колобовское» (х.Воронежский) появилось в 1899 году, «Перловское» — в 1902-м, а товарищество «Урупское» (на территории хутора Петровского) — в 1909-м. Название селения «Петровское» возникло, скорее всего, по фамилии землевладелицы Татьяны Захаровны Петровой (в девичестве — Несмашная). По данным «Списка землевладельцев Кубанской области и Черноморской губернии за 1909-1911 годы» Татьяна Захаровна владела в юрте аула Урупский 1 000 десятинами земли.
Утверждение, что товарищество «Колобовское» — это нынешний хутор Воронежский, подкрепляется анализом фамилий жителей, которые там проживали на 1920 год: Кротенко, Тройно, Орловы, Нецвет, Животов, Алейников, Ровенские, Глаголевы, Баклановы и другие.
Фамилии жителей этих трех товариществ удалось обнаружить в Государственном архиве Краснодарского края (фонд Ф-234, опись 1, документ 132 «Поселенные списки домохозяйств ст.Трехсельской Баталпашинского отдела по переписи 1920 года»).
Станица «Трёхсельская»?
Наиболее ранняя информации, содержащая наименование «ст.Трехсельская», есть в книге «Кредитная кооперация Кубанской области (по данным на 1 января 1919 г.)». На ее одиннадцатой странице местонахождением товарищества «Перловского» называется ст.Трехсельская! Можно сколько угодно говорить, что это, скорее, ошибка, что станицы с таким названием никогда не было в Лабинском отделе. Однако, факт первого такого упоминания остается фактом. Тем более, что название «Перловское» было единственным в Кубанской области. К тому же, почтовый адрес — Безскорбная, и расстояние до железнодорожной станции Коноково указаны верно.
Второе упоминание «станица Трехсельская» встречается нам уже в «Протоколах заседаний Кубанского краевого правительства за 1917-1920 гг.» (т. 3, глава 8, стр. 338). На вечернем заседании Совета Кубанского Краевого Правительства, состоявшегося в Екатеринодаре 4 ноября 1919 г., было принято постановление «о переводе на казачье положение волости Трехсельской Баталпашинского отдела, согласно возбужденным на волостном сходе приговорам их ходатайств, с распространением на всех их прав и обязанностей казаков Кубанского края, и селение Трехсельское именовать впредь станицею».
В Государственном архиве Краснодарского края (ГАКК) нам удалось найти уникальнейшие документы, которые дают ответ на вопрос о том, когда возникло название Трехсельское. Это «Приговоры волостных сборов о слиянии волостей Петровско-Колобовской и Перловской в одну «Трехсельскую» волость» (ГАКК, ф. Р7, оп. 1, д. 603).
В богатом документальном материале называется точная дата основания Трехсельского — 27 марта 1919 года! В этот день членом краевого правительства по внутренним делам генерал-майором Н.М.Успенским и заведующим отделом самоуправления А.И.Альшанским было утверждено ходатайство атамана Баталпашинского отдела полковника П.С.Абашкина о том, что «…волости Перловская и Петровско-Колобовская Баталпашинского отдела соединяются в одну волость под названием «Трёхсельская», с местопребыванием волостного правления и суда в селении Петровском и с отнесением расхода по содержанию волости на все три населенных пункта, составляющих ее».
И самое примечательное, что первый пункт в этом приговоре называется «О причислении в казачье сословие». Участники состоявшегося тогда схода единогласно «…изъявили полное свое желание причислиться в казачье сословие Кубанского края». Основной мотив — «…стремясь к улучшению и умиротворению Кубанского края, а потому постановили единогласно ходатайствовать о причислении коренных жителей наших сел в «казаки».
Возможно, что «казачья» идея давно существовала в умах обывателей. Определенное влияние на это могло оказать близкое соседство с богатой казачьей Безскорбной, интересы жителей которой за много лет тесно переплелись с интересами соседей из этих селений. Однако все это случилось практически «под занавес», и Кубанской Радой не был издан закон о переводе жителей Трехсельского в казачье сословие. Ранней весной 1920-го на Кубань вернулась Советская власть, у которой были другие цели и задачи. На этом и закончилась попытка жителей Трехсельского стать казачьей станицей.
Пожелтевшие страницы протоколов волостных сборов сохранили фамилии выборных жителей волостей, принявших судьбоносное решение об образовании Трехсельской волости: председатель сбора Степан Левенко, старшины Петровско-Колобовской волости Павел Петренко, Перловской волости Еременко, Кузьма Антюшин, Афанасий Чалик, Назар Орлов, Герасим Сливко, Иван Барсук, Потап Дудченко, Федот Лозовицкий, Нестор Иванченко, Василий Волков, Петр Иващенко, Назар Макатер, Савелий Олейник, Игнат Кривцун, Петр Мильченко, Григорий Нецвет, Арсений Огий, Иван Глущенко, Никифор Адаменко, Архип Кашич, Алексей Гриценко, Иван Петренко, Федот Заря, Василий Пустовой, Кирилл Кривцун, Спиридон Назаренко, Наум Антюшин и другие — всего более 60 фамилий.
Первым волостным старшиной (главой правления) Трехсельской волости был избран Николай Петрович Даниленко, член Кубанской законодательной Рады.
По итогам переписи 1920 года в 385 домохозяйствах Трехсельского проживали 2 016 человек.
Жители хуторов, образовавшие Трехсельское, были довольно зажиточными. Вот как об этом писалось в апрельском номере газеты «Трудовой путь» Армавирского округа за 1925 год в публикации «Школы Трехсельского»: «Само село Трехсельское складывается из трех земельных обществ (бывшие хутора). Население на 80 процентов зажиточное, большой процент бывших частных собственников, имевших собственные большие участки земли. Школ в селениях — 3, по одной на каждое земельное общество. Обучается в школах по четыре группы. В начале учебного года школы охватывали до 280-300 учеников».
Первая школа была открыта в селении Перловском, об этом упоминается в Кубанском Календаре за 1914 год (стр. 237): «Баталпашинский отдел. Однокласные училища, п.18 «Перловское хуторское». Завед. Е.А.Кривцун, почетный блюститель С.Ф. Козлов».
В дореволюционный период на хуторе Петровском при непосредственном участии землевладелицы Т.З.Петровой были построены школа и церковь. К сожалению, нам пока не удалось найти в официальных источниках сведений о том, когда же они начали действовать, а также, когда была открыта школа на хуторе Воронежском. Хотя есть упоминания в протоколах Трехсельского сельсовета за 1925-1928 гг. о том, что школа находится в доме, реквизированном у кулака.
В дальнейшем в истории села произошло немало событий, имевших большое значение в жизни наших населенных пунктов. Во время коллективизации 1928-1930 гг. в селе было создано три колхоза: «Хлебороб-Передовик» — в Перловском, «Новый Путь» — в Петровском (Урупское товарищество) и «Победа Октября» — в Колобовском товариществе (х.Воронежский).
В 1950 году произошло укрупнение колхозов. Решением общих собраний тружеников коллективных хозяйств «Передовик», «Новый путь», «Победа Октября» Трехсельского сельского совета, имени III Интернационала Ново-Урупского сельсовета, «Октябрьский труд» Пантелеймоновского сельсовета, «Утро» Южно-Хуторского сельсовета образовался один колхоз, которому утвердили такое название: имени III Интернационала — с местом нахождения правления колхоза в селе Трехсельском. Первым его председателем был избран Василий Александрович Гамаюнов.
В июне 1954 года произошло слияние сельских советов сел Трехсельского, Ново-Урупского и Пантелеймоновского в один, которому дали название Трехсельский. На первой сессии Трехсельского сельского совета его председателем избрали Анну Савельевну Черкасову. В состав укрупненного совета вошли села Трехсельское, Ново-Урупское, Пантелеймоновское, хутора Воронежский, Утро и Юрьевка.
Вот так уже более 70 лет Трехсельское является административным центром Трехсельского сельского поселения. В 1959 году в Трехсельском, в зданиях, переданных сельскому совету после ликвидации Южно-Хуторской МТС, открыли участковую больницу на 25 коек и выделили квартиры для врачей (ул.Назаренко). В этом же году началась полная электрификация населенных пунктов Трехсельского сельсовета.
Село, не ставшее станицей, продолжает жить и развиваться.
В.КАЗАНКОВ,
Отрадненское районное общество историков-архивистов во имя святого преподобного Нестора Летописца, краевед (ст. Бесскорбная);
А.САВАСЬКОВ,
краевед (с.Успенское);
С.ШКОЛА,
краевед (г.Ставрополь).
Фото предоставлено авторами.
Подпишись на Рассвет и будешь в курсе событий района!
Мы в соцсетях:
ВК — https://vk.com/public212083585
ОК — https://ok.ru/profile/578314654415
ТЕЛЕГРАМ — https://t.me/rassvetusp
ДЗЕН — dzen.ru/gazetarassvet