Во время очередного экономического форума, который проходил лет восемь назад в Сочи, успенские аграрии увидели презентацию о том, как в Калининграде, городе солнечного камня и холодных вод Балтики, выращивают, применяя новейшие технологии, не что-то экзотическое, а клубнику. Как же так, эту сочную ягодку на щедрых землях Кубани культивируют только в соответствующем периоде, а здесь, как пример, — она, такая же сладкая и сочная, а растет практически круглогодично? Это удивительно и перспективно, подумали наши хозяйственники и сразу после форума в составе делегации тогда заместителя Министра сельского хозяйства России Д.Х.Хатуова отправились в Калининград перенимать опыт.

Оказалось, что в большом тепличном хозяйстве в городе Канта, используя инновационные технологии, выращивают помидоры и огурцы, а вот клубникой занимается молодой ученый, агроном-новатор Эльбрус Юсубов: хобби у него такое! Наши удивились, конечно, не тому, что начинающему предоставили свободу для экспериментов, а тому, что объемы получаемой на гидропонике ягоды были очень даже приличные по меркам среднего производства.

— Мои отец с мамой — из Азербайджана, я же родился в Калининграде, и там же вырос, учился. Закончил один из самых престижных вузов — технический университет, факультет биоресурсов и природопользования по специальности — агрономия. Устроился работать в большое частное тепличное хозяйство, где мне, молодому специалисту, предоставили возможность применять новые технологии. Руководитель этого предприятия всегда посещал Сочинский экономический форум, перенимал кубанский опыт, всегда восхищался результатами работы аграриев и фермеров этого благодатного региона. Там на мероприятиях в 2017 году он познакомился с работавшим тогда заместителем министра сельского хозяйства страны Джамбулатом Хизировичем Хатуовым. О том, кто этот человек, я вообще не знал, и был удивлен, с какой заинтересованностью чиновник высокого ранга, коллеги из района тоже, слушали мою почти лекцию о выращивании клубники на гидропонике. Они все смотрели, вникали, расспрашивали, даже записывали какие-то детали. Я не придал сначала значения этому моменту, с удовольствием рассказывал о том, что получилось у нас из моего «хобби» реализовать параллельный агропроект, который приносил уже стабильный доход предприятию. Сразу после того, как их делегация уехала, наш директор вызвал и сказал: «Готовься, поедешь на Кубань в следующем году, все там наладишь с клубникой — это будет твоя годовая командировка», — рассказал Эльбрус Агабаба оглы.

Технологии, опережающие время

 

Именно гидропоника — технология выращивания растений без почвы, на питательном растворе — стала локомотивом развития. В то время Эльбрус был еще не женат, поэтому поездка на Кубань для него была своего рода ступенькой для шлифовки знаний, возможностью применения на практике все развивающихся быстрыми темпами агротехнологий. Целый год, работая наставником, обучая всем «клубничным премудростям» одного из специалистов в хозяйстве, что расположено в селе Маламино, Эльбрус разрабатывал новый проект по выращиванию клубники не в грунте, как привыкли в регионе, а на питательном растворе. Шел 2018-й год — это и есть точка отсчета истории нового предприятия, чья территория находится на выезде из села Успенского, за микрорайоном Большевик.

Завершив за 12 месяцев то, что ему было поручено, в 2019-м, Эльбрус услышал от руководства хозяйства хорошее предложение: мол, оставайся насовсем. Однако он не решился сделать этот шаг: все вот так поменять, не посоветовавшись с родными, не обсудив, Эльбрус не мог. Хотя, как он отметил, очень понравились ему климат, местность, территории предгорья, Ставропольского плато, в целом природа, появились и друзья — запала в душу Кубань-матушка. Вернувшись домой, женился, завершил дела, и с 2020 года работает на предприятии на постоянной основе.

 

— Эльбрус, скажите, а когда Вы приехали впервые к нам, здесь о технологии выращивания растений на гидропонике знали вообще, были уже в крае предприятия, которые применяли эти новации?

 

— В принципе, да, такие предприятия в регионе уже были, но тогда, семь лет назад, эти подходы в агробизнесе применялись редко. Сейчас же — и это понятно — постепенно начинают развиваться, и люди прекрасно понимают, что именно на гидропонике упрощается процесс: и сбор, и уход. И это немаловажные моменты, так как связаны, прежде всего, с человеческим фактором: раз для людей это более приемлемый вид работы, значит, и производительность труда будет выше.

Ведь сегодня, мне кажется, очень тяжело найти работников, которые будут ответственно подходить к неквалифицированным обязанностям.  Если та же клубника растет на земле, в открытом грунте, то чтобы ее собрать, надо наклоняться все время. А это тяжело. Пришли на сбор — два, три часа поработали, и, конечно, устали, ушли. А клубника наливается, спеет. А на следующий день — уже переспевшая будет, значит, при сборе, ее могут травмировать, она в корзинках «потечет». У нас в теплицах чисто физически условия более приемлемые не только процесса выращивания растений, но и труда сборщиков.

 

— А с экономической точки зрения — это дешевле?

 

— С экономической точки зрения затраты приличные, только они окупаются лучшей производительностью труда и качеством получаемой продукции: ягоды — одна в одну, не травмированы, а, значит, товар лучше продается. Вся ягода, которую мы собираем, реализуется в торговых сетях. Чуть другая цена — она выше, это не сельский, городской рынок, где можно и дешевле, но ближе к вечеру купить ягоды. У сетей, правда, и критерии, требования по качеству — выше: показатели такие смотрят, как размеры и вкусовые качества. Например, есть такое понятие, как Brix — это процент сладости в ягоде, если можно так сказать. У такого товара, как наш, порог «брикс» — семь процентов, а если этот показатель ниже, то менеджеры сети могут не принять ягоды в продажу.

 

— Какими ключевыми подходами Вы добиваетесь выполнения этих показателей?

 

— Вообще, ключевой момент — это сам сорт, сортовая особенность. Есть сорта, скажем так, сладко-кислые, у них «брикс» будет в товарном промежутке. У нас два сорта используются: один — «Кабрило», другой — «Мурано». Все просто: итальянские сорта именно потому, что по климатическим условиям Краснодарский край очень схож с Италией. В первый год, в 2018-м, мы выращивали здесь голландские, как в Калининграде, но особенности климата Кубани другие — мягче, да и влажность не такая.

Так вот, «Кабрило» — это сладко-кислый, а «Мурано» — очень сладкий сорт, даже норму 7 процентов превышает. Однако, при таких вкусовых качествах есть и другая сторона медали, как говорится: чем слаще ягода, тем меньше она может лежать. Ну, допустим, «Кабрило» 2-3 суток будет ехать и ничего с ней не будет, она не потеряет своих, скажем так, внешних свойств — останется такая же яркая, будет блестеть. А «Мурано» —  она сладкая, она начнет течь. Вот сборщик дотронулся — на ягодке в тех местах может вмятина остаться: она более нежная.

И когда, первые два гектара, как рассказал Эльбрус, засадили 150-ю тысячами земляничных кустов голландской селекции, то результат молодого агронома не совсем порадовал. Практика показала, что итальянские сорта — «Мурано» и «Кабрило» — лучше подходят для кубанского климата. «Мурано» — очень сладкий, а «Кабрило» — более подходит для транспортировки, как говорит агроном, это — «транспортабельный сорт», что наиболее важно для заключения договоров на поставки продукции в крупные торговые сети.

И.ДМИТРИЕВА.

Фото автора.

(Продолжение следует).

 

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.