Сто пятьдесят восемь лет селу Успенскому исполнилось 21 октября (по другим сведениям — сто шестьдесят один год) — об этом напомнили землякам сотрудники Успенской поселенческой библиотеки. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию краткую историю становления самого крупного населенного пункта нашего муниципалитета, его районного центра. Официальной датой образования села считается 1867 год, хотя первое упоминание о нем датируется 1864-м.
Первыми на это место весной 1864-го приехали на замученных в долгой дороге лошадях, со скудным домашним скарбом 17 семей бывших крепостных крестьян из села Погорьевки Екатеринославской губернии: Соха, Кумпанейцы, Усатенковы, Палий, Богушевы и другие. Жили они в землянках. Позже сюда стали приезжать и другие переселенцы из Екатеринославской, Полтавской, Воронежской и Рязанской губерний Российской империи, отставные солдаты. После отмены крепостного права, гонимые нуждою, они покидали родные места и массово устремлялись на новые «свободные» земли в поисках лучшей доли — на Кавказ.
До 1867 года самовольное поселение не имело официального статуса. А в 1867-м, в честь религиозного праздника Успения Пресвятой Богородицы новое село получило название Успенское. В «Посемейном списке» жителей Успенского, подписанном 21 октября 1867 года начальником округа артиллерии капитаном Мамусуевым, в селе значилось уже 153 семьи, а через месяц — 204.
«В статистических данных по Баталпашинскому уезду, — читаем мы в книге «Есть район над Кубанью», — на 15 декабря 1875 года указано, что село Успенское имело дворов — 281, церквей — 1, общественных домов — 4, хлебных магазинов — 1, лавок — 6, кузниц — 3, ветряных мельниц — 4, бондарных заведений — 2. Населения мужского пола — 1 201 человек, женского — 1 177 человек.
В селе был один учитель, в школе училось 50 учеников. Организуя переселение крестьян в казачий край, царское правительство стремилось к тому, чтобы их, как и казаков, превратить в надежный и прочный оплот самодержавия. Предпочтение оказывалось обеспеченным дворянам, не имеющим между собой прочных связей по прежнему месту жительства. По существу, отбирались одиночные дворы из различных губерний, уездов, волостей и деревень.
Из Полтавской губернии прибыло 35 семей, из Николаевской — 4 семьи, из Зиньковского уезда, села Ковальки — 6 семей, из Екатеринославской губернии — 68 семей, из Саратовской губернии — 12 семей и т. д. (Основание: Памятная книжка за 1874 г., стр. 230; Памятная книжка за 1876 г., стр. 31 «в»).
В 1902 году Успенское поселение Кубанской области Лабинского отдела имело жителей — 4 132 человека, церковь, школу, 13 торговых и промышленных заведений. (Основание: Энц. Словарь, т.XXXV — Успенский пограничный округ, изд. Санкт-Петербург)».
В архивных списках первопоселенцев села Успенского можно встретить много фамилий крестьян, наследники которых и сегодня живут на малой родине и работают на ее благо. Среди районных династий хлеборобов, животноводов, производственников, учителей и культработников много тех, кто с гордостью говорит о себе: «Я родился в Успенском!»
«Так, например, десять семей Иванченко были основателями села, — читаем далее в книге. — Они дали большую поросль. Теперь уже их правнуки работают в разных отраслях колхозного производства (а сегодня — в агропромышленном комплексе муниципалитета — прим. редакции).
Среди основателей села были предки Куликовых, Зайцевых, Чинакаловых, Кравченко, Ткачевых, Резниковых, Барсуковых, Артюховых, Игнатченко, Воропаевых, Татарченко, Сытеньких и др.
Переселенцы получали земельные наделы на мужскую душу. Но земля бывших крестьян, не имевших тягловой силы и хозяйственного инвентаря, плохо обрабатывалась и давала низкий урожай.
Уже зимой 1869 года многие крестьяне жили впроголодь. Богачи брали землю бедняков в аренду и еще больше богатели.
Население села было сплошь неграмотным (даже при наличии школы и учителя! — прим. редакции), а кто и имел образование, то не более начального. Даже сборщик налогов не умел читать и писать, и в подготовленных для него писарем Михайлом Васюком денежных записях и расписках наряду с арабскими цифрами стояли доступные неграмотным крестьянам особые знаки, а вместо подписи он ставил сажевый отпечаток своей фамилии, вырезанной на торце палочки (цурка). Ее он хранил как печать».
…Шли годы. Отгремели Великая Октябрьская социалистическая революция и Гражданская война… В 1924-м Успенское было избрано административным центром новообразованного Успенского района. С большими трудностями к весне 1930 года здесь создали несколько колхозов по типу сельхозартели. С этого времени история села неразрывно связана с историей каждого колхоза, каждой организации в отдельности. Как и весь советский народ, успенцы мужественно воевали на фронтах Великой Отечественной, партизанили и работали в тылу. А после Великой Победы восстанавливали народное хозяйство.
И бережно сохраняли память о годах становления родного села. Большой личный вклад в это внес ветеран войны и труда, краевед, проживавший в селе Успенском, Михаил Васильевич Бекетов. Он собрал, систематизировал и обработал весь материал, касающийся Успенского сельского совета, в рукописной книге, написанной им в конце шестидесятых годов прошлого века. А новые рассказы о земляках, об их достижениях и фронтовых подвигах наш бессменный селькор и друг приносил в редакцию практически до последних дней своей жизни.
Сегодня в Успенском сосредоточены все районные административные управленческие организации, учреждения, основные промышленные и производственные предприятия, увеличивается количество личных подсобных хозяйств. В своем социально-экономическом развитии село стабильно двигается вперед. Ремонтируются социально-значимые объекты: такие, как школы, детские сады, поликлиника, развивается малый и средний бизнес, обновляются старые и разбиваются новые зоны отдыха, благоустраиваются улицы и придомовые территории.
Село Успенское с каждым годом становится все краше, а его история — все богаче! И в этом — заслуга многих поколений земляков, прославивших свою малую родину трудовыми и ратными подвигами, тех, кто своим ежедневным трудом, патриотизмом и искренней любовью к малой родине создавал и создает новый, современный, социально и экономически стабильный облик родного населенного пункта. А жители райцентра — это многонациональный народ: русские, черкесы, адыги, армяне, азербайджанцы, эстонцы и представители других наций и народностей, — многие десятилетия живущие в мире, добре и уважении к обычаям и традициям друг друга! На том стоим! И храним в наших сердцах все самое лучшее, что завещали нам предки!
Исторические хроники читала С.ПАВЛОВА.
Фото из архива редакции.
— Мы не ощущаем разницу культур, наши дети с малых лет учатся уважать традиции, обычаи и веру соседей. Многие знают друг друга, создаются и межнациональные семьи. Мы ходим в гости, рады встрече, не разделяя, кто какой веры, мы — братья, поэтому всегда стараемся помогать друг другу и поддерживать при необходимости в любую минуту.
Время летит. Давайте оглянемся назад, посмотрим, как было и как стало. И, сравнив, примем для себя решение: сохранить то, что сегодня у нас есть, уверенно смотреть в будущее, развивать и дальше нашу малую родину. Воспитывая своих детей, внуков, правнуков, учить их тому, чтобы и они сохраняли и развивали отчий край, созидали, живя в уважении друг к другу на этой святой для нас всех успенской земле.
Г.БАХИЛИН,
глава Успенского района.