Туристический сезон в этом уникальном этнографическом комплексе длится с мая по ноябрь. И ежегодно единственный в мире музей казачьей культуры под открытым небом
(а его общая площадь — больше 14 футбольных полей!) посещают порядка 600 тысяч человек.
На Таманский полуостров приезжают туристы
со всех уголков России и из-за рубежа,
чтобы своими глазами увидеть, какие они, легендарные кубанские казаки, понять,
в чем их нерушимая сила и самобытная красота народной души. И — взглянуть на мир по-новому, сквозь яркие ленты многоцветного венка праздников и фестивалей в «Атамани».
«У каждого из нас на свете
есть места…»

Заходишь в хату через темные сени и тут же жмуришься: сквозь вышитые занавески солнце настойчиво пробивается и уже по-летнему греет. И вдруг наполнившись забытыми чувствами, встаешь у открытой двери и, ощущая кожей золотую дымку света, долго смотришь на красных узорчатых петухов, которые вышагивают по краю рушника. На таком же рушнике, вспоминаешь ты, стояли на столе глэчик с парным молоком и расписное блюдо с пирожками. И бабушка твоя, уже нарядная по случаю станичного праздника, но все еще хлопоча у горячей печки, будит тебя завтракать…
Музей-станица «Атамань» возникла на карте Краснодарского края в 2009 году. За считанные месяцы инициатива губернатора Кубани Александра Ткачева создать в регионе культурный заповедник казачьей жизни стал народным проектом. Люди со всего края съезжались ставить хаты-мазанки посреди степи. Строили и в дождь, и в зной. Открывали всем вековые кладовые памяти: поднимали из архивов старинные фотографии и описания быта, по которым обустраивали хату за хатой, улицу за улицей. Везли и дарили «Атамани» бережно сохраненные семейные реликвии, бесценные раритеты — предметы мебели, посуду, одежду, домотканые половики и рушники из «бабушкиных сундуков». Здесь и замечательная старинная бульонница на спиртовке на одного-двух человек — такие брали с собой в военные походы казачьи полковники и генералы. И трофейный граммофон, и походная кружка, сделанная из военного снаряда 1914 года — память о боевом прошлом казачества, его верной службе Отечеству. Эти и другие фрагменты народной памяти складываются в картину разнообразной жизни кубанского казачества. Есть в экспозиции и работы современных талантливых умельцев, созданные в духе лучших кубанских традиций, хранящие тепло рук мастера.
— Мы когда переезжали — все порастеряли, даже фотографии свадебные дедушки и бабушки. А сегодня я внуков своих из Питера привезла в «Атамань», хоть на чужое прошлое посмотреть… Хотя нет, не чужое: все равно оно наше, казачье! — обратилась ко мне бывшая жительница станицы Пашковской, а ныне жительница Санкт-Петербурга Альбина Новикова.
С Альбиной Андреевной и ее внуками Димой и Аленой на фестивале «Маевка в «Атамани» мы встретились в хате невесты «Куток нареченной». Шестилетняя Аленка зачарованно рассматривала старинное невестино платье, перекинутое через спинку стула, словно его хо­зяйка, сто лет назад готовясь к свадьбе, вышла буквально на минуточку.
— Бабушка, пойдем в «Хату Кузнеца», за счастливой подковой! — потянул за руку первоклассник Димка.
— Нет, сначала — в «Хату бабы Яги»! — заспорила сестра.
— Обязательно поднимитесь на холм, в часовню, — посоветовала я туристам. — Оттуда вся «Атамань» видна как на ладони. Хотите, вместе прогуляемся?
И пока свежий весенний ветер разносил над заливом последние клочки тумана, а утренняя этностаница наполнялась цветом и звуками первого в этом году фестиваля, мы по дороге в часовню заглядывали в гостеприимные хаты. И всюду нас старались накормить, напоить, одарить. Так что мы на каждом шагу говорили «Спасибо» и бесконечно, до боли в щеках, и совершенно по-детски улыбались.
А там, на холме, под сквозными арками храма, открытого на все стороны света, озорной ветер сначала растрепал нам волосы, взметнул с плеч цветастые шали, а потом внезапно стих, словно скатился с холма. И вдруг —
вновь рванулся вверх и овеял нас дыханием бирюзового залива, пробужденной весенней степи, лихим и бессмертным духом станичной казачьей свободы…
Расстались мы у подножия храма. Димка — настоящий казачок в кубанке с черным околышем и алым верхом, его сестрица-Аленушка — в веночке из ярких цветов. И с ними — их уже не питерская, а совершенно кубанская бабушка… Я долго смотрела им вслед, пока не захватила и не увела их в фестивальный круг многоликая, веселая и поющая Кубань, празднующая атаманский-первомайский праздник.

Родина нашего прошлого

Этот год для «Атамани» вдвойне праздничный: самый большой в мире казачий этномузей под открытым небом отметил и свое пятилетие, и всероссийский Год культуры. И каждый фестиваль притягивал все больше посетителей «двойным» зарядом ярких событий с неповторимым кубанским колоритом. К слову, радовать гостей в «Атамани» готовы много и часто, не боясь конкуренции с многочисленными соседними приморскими аквапарками и дискотеками опен-эйр. Благодаря кураторам проекта — вице-губернатору Кубани Галине Золиной и краевому министерству культуры — этностаница не перестает удивлять разнообразием оригинальных фестивалей и конкурсов.
В среднем один праздник собирает порядка 13 тысяч гостей и участников. А на главный фестиваль этнокомп­лекса — «Легенды Тамани» — «Атамань» традиционно принимает десятки тысяч гостей. В 2014-м этностаница гуляла и вовсе в режиме «нон-стоп», по нескольку тематических событий за уикенд. Кубанские частушки, вареники, шашлыки, рыбацкие байки становились источниками творческого (кулинарного, песенного, танцевального) вдохновения для хозяев подворий и участников самодеятельных фольклорных коллективов…
Как вам слияние рева мощных моторов, рок-аккордов и кубанской песни на «Байк-фестивале»? Это совершенно неожиданное и смелое сочетание культур и традиций прошло просто «на ура». Полторы тысячи всадников на железных конях съехались в начале августа на берег Таманского залива. Не столько «себя показать», сколько — осознать себя частью общей истории, культуры.

Понять силу и мудрость древней и славной земли с тысячелетним прошлым, хранящую память Древней Греции и Византии, прославленную русскими воинами и поэтами.

Петь, плясать
и целоваться

Но, конечно, исконно казачьего, кубанского — такого, чего больше нигде в одном месте и не встретишь — в «Атамани» больше всего. От цветистого и мелодичного местного диалекта-балачки до традиционной широкой свадьбы. Именно она славится на всю Россию по-южному щедрой и дружной народной гульбой! И этим летом в этностанице свадебные обряды одновременно проходили на нескольких площадках тематического фестиваля. На каждом подворье были свои женихи и невесты, повсюду звучали свадебные песни, частушки, байки, ведь вся душа, вся поэзия кубанской свадьбы раскрывается именно в них!
А уж какие царские караваи здесь на рушниках жениху и невесте преподносят — из кубанского золотого зерна, в лепных цветах, с живым ароматом свежего доброго домашнего хлеба! На фестивале «Атамань» свадебная» можно было попробовать и совершенно уникальную обрядовую выпечку — «шишки» (сдобные булочки в форме шишек хвойного дерева) и «гильцэ» — запеченные в сладком тесте и украшенные конфетами веточки вишневого дерева. На современных станичных свадьбах они так же, как и сто, и двести лет назад, символизируют удачу в любви, счастье в семейной жизни и благополучие в доме.
— В «Атамань» мы приезжаем не в первый раз, а сегодня попали прямо на свадьбу, и наша старшая дочь уже решила, что выйдет замуж по всем казачьим традициям! — говорит Людмила Фурманова из Красноярска. В ее руках — блокнот, в который она старательно записывает все особенности кубанского брачного обряда.
— Да что там казачья свадьба! У меня ребенок тыкву у плетня увидел и побежал щупать — настоящая или нет? Настоящая! — вступает в разговор житель Москвы Виталий Колобродов. — У вас же тут все как в жизни — растет, дышит, поет, пляшет! Мы даже, уж простите, большой подсолнух сорвали у входа, на память: семечки в нем уж очень классные!
— Пойдем, пойдем, ребятушки, на одну минуточку, —
подскочил к туристам доброглазый пышноусый друг жениха — «дружка» с разукрашенным лентами свадебным посохом.
И не успели все опомниться, как оказались в хороводе-игре, рука об руку с другими гостями «Атамани», а также с празднично одетыми казаками и казачками, женихами и невестами из разных районов края.
«На коленочки поставлю, целовать себя заставлю. Ой лели-лели-лели, целовать заставлю», — зазвучала строчка из обрядовой песни «Подушечка», и туристы оказались в центре хоровода с вышитой кубанским узором подушечкой в руках. А по правилам этой свадебной игры, нужно вставать коленями на подушечку с понравившимся человеком и троекратно поцеловаться, пока все в это время хлопают и поют. Подушечку как эстафету передают другой паре.
Целовались и обнимались в тот день в большом фестивальном кругу дети и родители, бабушки и дедушки, кубанцы и иностранцы, друзья, супруги и совсем незнакомые люди. И смеялись, и кричали «Хей-хей!» и «Любо!», потому что в каждом госте «Атамань» игрой, шуткой, песней способна пробудить все самое доброе, светлое, всеобщее и непреходящее. И передать — легко и просто, словно эту подушечку — радостную и вдохновенную, искреннюю и сердечную любовь к Кубани.

Греет жизнь негасимый очаг…

В карусели фестивалей «Атамани», в водовороте радости от общения с гостеприимными казаками и казачками может показаться, что на благословенной земле, под теплым южным солнцем, так прос­то быть счастливым. И как повезло им, кубанцам, родиться здесь! Словно исполнила все их желания золотая рыбка из сказки, которую написал побывавший на Тамани великий русский поэт Александр Пушкин. Но это если совсем не заметить на подворьях и в хатах этнокомплекса жернова, ткацкие станки и прялки. Если не услышать, как бьет по наковальне тяжелый кузнечный молот. Не вспомнить, как ценой собственных жизней защищали казаки вверенные им рубежи России.
Воины и пахари, ремесленники и художники, хранители главных семейных ценностей и духовного очага православной веры…Именно вера помогала им жить, была их опорой и главным нравственным законом на ратном поле и в мирном неустанном труде. И третий большой праздник 2014 года для «Атамани» — 220-летие первого кубанского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Тамани и приуроченное к нему прибытие животворящего Креста Господня из Арзамаса.
Это событие собрало больше 50 тысяч гостей, и православное торжество широко отметили в самой «Атамани» на ежегодном фестивале «Легенды Тамани». В этом году он проводился 23-24 августа и был также приурочен к важнейшей для Кубани исторической дате: именно в эти дни 222 года назад к берегу причалили первые челноки с запорожцами, которым императрица Екатерина II пожаловала в вечное пользование кубанские земли.
— Мы по традиции пятый год подряд празднуем здесь, на великой Таманской земле, большой праздник нашей истории и традиций. Потому что в «Атамани» собрано то, что близко и дорого нам, что очень трепетно для кубанской души, — сказал глава региона Александр Ткачев на открытии фестиваля. — Мы создали этот живой музей под открытым небом ради наших детей и внуков. Потому что без прошлого, без корней, без памяти и веры нет настоящего и будущего. И я хочу пожелать всем, чтобы дни, проведенные на Кубани, в «Атамани», запомнились навсегда как одни из самых лучших!
Екатерина ТУШКОВА.
Фото Геннадия Аносова, Игоря Глазко и из архива редакции.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.