Как будет развиваться российское образование? Чего ждать родителям дошколят, и на что рассчитывать педагогам? Эти и другие вопросы на днях обсудили в Сочи — в Олимпийской столице прошел II Всероссийский съезд работников дошкольного образования.

Самая главная тема

Сегодня программа, по которой работает детский сад, и квалификация педагогов, занимающихся с ребенком, перестали быть головной болью только лишь родителей дошкольника. Над этими вопросами стоит задуматься обществу в целом — ведь те малыши, которые сейчас удивленными глазами смотрят в азбуку, через 20 лет станут определять будущее нашей страны. А значит, чрезвычайно важно еще «на стадии фундамента» сформировать грамотное и ответственное поколение.
Понимая это, федеральное министерство образования и науки совместно с Российским книжным союзом в прош­лом году провели в Москве Всероссийский съезд работников дошкольного образования. Впервые за 150 лет представители Правительства РФ, руководители всех региональных министерств образования вместе с директорами детских садов со всей страны в открытой дискуссии обсуждали самые животрепещущие проблемы отрасли и смот­рели в будущее дошкольного образования.

Олимпийский старт

Спустя год, в октябре 2014-го, делегатам II Всероссийского съезда работников дошкольного образования открыл двери главный Медиацентр Олимпийского парка в Сочи. На несколько дней он стал передовой площадкой для обсуждения важнейших тем в области образования: господдержка субъектов РФ и снижение «бумажной» отчетности, которая отнимает слишком много времени у учителей в школах; введение выпускного сочинения и мониторинг качества общего образования. И, конечно, во главе угла стояли вопросы реализации программы развития дошкольного образования, согласно которой к 2016 году очередь в детские сады должна быть ликвидирована.
Как сделать дошкольное образование качественным и доступным, как поднять престиж профессии воспитателя, как увеличить количество частных детских садов и какие условия для этого необходимо создать — эти и другие вопросы обсуждали руководители федеральных структур в присутствии министров образования всех субъектов страны. Участниками второго всероссийского съезда стали представители правительства, Совета Федерации, исполнительных и законодательных органов, Российского книжного союза, Российской академии образования, Федерального института развития образования, а также руководители дошкольных учреждений со всей России.

Учиться
у лучших

— Я рад приветствовать всех вас в Олимпийской столице России! —
начал рабочую программу съезда министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. — Мы неслучайно проводим II Всероссийский съезд именно здесь — на Кубани много делается для развития образования. Это приоритет для Краснодарского края, мы видим это по всем решениям, которые принимают власти региона. И Александр Ткачев, и вся его команда понимают важность образования для будущего края и всей страны. Кроме того, в Краснодарском крае есть абсолютно конкретный фактичес­кий опыт, который для нас очень важен, и который будет принят на вооружение другими субъектами в рамках работы съезда.
Именно поэтому презентация Краснодарского края стала значимой час­тью главного мероприятия съезда — пленарного заседания. Кубанским опытом развития образования с коллегами поделилась вице-губернатор Галина Золина. Перед основным докладом она провела презентацию многонационального региона — рассказала о его аграрных и демографических успехах, о высоком уровне развития медицины, физичес­кой культуры и образования, о значимых социальных программах.
— Многие думают, что эти успехи легко нам даются, — поделилась с участниками съезда Галина Золина, — что деньги в Краснодарском крае буквально растут на деревьях. Но это ошибка. Ни один рубль не «упал с неба», он заработан кропотливым трудом каждого из миллио­нов кубанцев. И я горжусь тем, что представляю край настоящих тружеников, людей, по-настоящему влюбленных в свое дело, в свою Родину.

Инвестиции
в человека

Сегодня в региональной отрасли образования заняты более 300 тысяч человек. Из пятимиллионного населения края более миллиона —
дети в возрасте до 18 лет, и около 300 тысяч из них — дошкольники. Поэтому дорожная карта, разработанная регио­ном, включает в себя три основных направления: программно-целевой подход к развитию сети дошкольных образовательных учреждений, развитие альтернативных форм детских садов и социальная поддержка воспитателей.
— На сегодняшний день охват маленьких кубанцев дошкольным образованием составляет 72 процента, и вся эта сеть содержится за счет государства, —
продолжила вице-губернатор. — Конечно, это огромные средства. Но мы считаем, что это тот самый случай, когда уместно сказать: каждая копейка, направленная в образование, — это не затраты, а инвестиции в человека — те средства, которые в дальнейшем обернутся народным достоянием.
Каждый год бюджет образования Краснодарского края увеличивается на 5 миллиардов рублей, и в этом году составляет уже 80 миллиардов, при общем «весе» региональной казны в 176 миллиардов. Только в 2014 году в рамках дорожной карты предусмотрено более 3,3 миллиарда рублей — на строительство и приобретение новых детских садов, а еще 2,5 миллиарда —
на оплату труда воспитателей. И если задача на будущее для страны в целом —
довести зарплату работника дошкольного образования до средней по отрасли, то Краснодарский край эту планку достиг уже довольно давно. Сегодня зарплата педагога в школах опережает среднюю по экономике на 6-7 тысяч рублей, а в детском саду воспитатели получают 22,5 тысячи рублей — это средний уровень по экономике региона.
— Край большое внимание уделяет поддержке работников образования, ведь с нашими малышами должны работать лучшие из лучших, а для этого нужен стимул, — продолжила Галина Золина. — Когда лет 10 назад средняя зарплата в отрасли составляла 6-7 тысяч рублей, губернатор Александр Ткачев своим распоряжением добавлял педагогам сначала тысячу рублей ежемесячно, потом —
3 тысячи рублей.
На эти надбавки край тратил около 400 миллионов рублей. В рамках нацпроектов передовые детские сады и воспитатели края получали гранты — 500 тысяч и 50 тысяч рублей соответственно. Сейчас и огромные средства регионального бюджета идут на гранты лучшим педагогам. К примеру, в Краснодарском крае впервые в России появился конкурс воспитателей «Лучшие садовницы» — чтобы выявить самых успешных работников дошкольного образования и в дальнейшем тиражировать их опыт. Дебют оказался успешным, и теперь Минобр России думает над тем, чтобы создать всероссийский профессиональный конкурс.
— Конечно, без федеральной поддержки образования мы никогда не смогли бы реализовать те революционные преобразования, которыми сегодня известен край, — акцентировала внимание Галина Золина.

Радуга
детских садов

Особое внимание дошкольному образованию в крае уделяют с 2007 года. За это время в регионе введено более 35 тысяч новых мест в детских садах. Но, несмотря на предпринимаемые усилия, очередь в детские сады в крае все еще есть. Влияют на нее два основных фактора —
увеличение рождаемости и миграционные процессы, ведь уровень развития Краснодарского края привлекает все больше россиян обосновываться на Кубани. К примеру, только за время подготовки к Олимпиаде население Сочи увеличилось на 200 тысяч человек — это те, кто приехал строить Игры и решил связать свою дальнейшую судьбу с Краснодарским краем. В итоге рождаемость по роддомам Сочи увеличилась более чем на три тысячи деток!
Поэтому вопрос очередей в детские сады для Краснодарского края стоит так же остро, как и для других регионов, ведь к 2016 году очередь должна быть ликвидирована в каждом субъекте страны — такую задачу поставил президент Владимир Путин.
— В советское время в Краснодарском крае 4 из 5 детских садов были ведомственными — заводскими, колхозными или совхозными, — углубилась в историю вопроса Галина Золина. — В свое время мы потеряли многие из них — они не вошли в систему образования, а их здания были приватизированы коммерческими структурами.

И, конечно, быстро отстроить такое внушительное количество новых детских садов сложно. Именно поэтому для ликвидации очереди регион использует все возможные направления.
К примеру, Краснодарский край пошел на беспрецедентный шаг: решено было выкупать в новостройках первые этажи, которые подходят и соответствуют нормам, и создавать на их площадях детские сады, ведь Кубань занимает лидирующие места по объемам жилищного строительства. Таким образом, очередь удалось сократить на 400 мест. Кроме того, в крае широко используют быстровозводимые модули на территориях уже существующих детских садов — это позволяет новому объекту подключаться к уже действующим коммуникациям, и строительство ускоряется в разы. Стоимость одного места в таком учреждении обходится казне гораздо дешевле, а срок возведения составляет меньше трех месяцев!
Активно развивается в Краснодарском крае и негосударственный сектор —
сегодня на Кубани в 15-ти
частных детских садах воспитываются в общей сложности более тысячи детей.
— Конечно, эти результаты могли бы быть еще лучше, если бы за федеральным законом «подтянулись» жилищный и гражданский кодексы, — сделала ремарку вице-губернатор и пояснила: — на сегодняшний день разрешено открывать частные детские сады только в нежилых помещениях, и это, безусловно, сдерживающий фактор.

Общественные «мамы»

Что касается вариативных форм дошкольного образования, край широко развивает так называемое «семейное» воспитание.
— В свое время совместно с Роспотребнадзором мы приняли решение — если в жилых домах есть свободные площади из расчета пять квадратных метров на ребенка и возможность организовать отдельную санитарную комнату, то собственники жилья могут взять к себе на воспитание детей —
как в детский сад, — поделилась кубанским ноу-хау Галина Золина.
Воспитанниками в таких семейных садах могут быть как собственные дети, так и дети соседей или друзей — от трех человек. За такое воспитательство родители получают зарплату — от 9 до 21 тысячи рублей. Воспитанники же проходят учебную программу по единой сетке с ближайшим дошкольным образовательным учреждением — на занятия физкультурой и музыкой, например, общественная «мама» водит детей в группу детсада. Сегодня таких семейных групп уже около 900, образование в них получают 30 тысяч малышей.
— Благодаря всевозможной поддержке и со стороны губернатора, и со стороны федерального министерства образования, и со стороны общества, нехватка мест в детских садах перестала быть проблемой — это рабочая составляющая нашей жизни, — подытожила свое выступление Галина Золина.
Вице-губернатор Кубани напомнила: сегодня главными являются ребенок и тот, кто взял на себя величайшую миссию быть его воспитателем. Ведь, как говорил Василий Сухомлинский, «от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его ра­зум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Развитие казачьего образования

По приглашению вице-губернатора края Галины Золиной первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк побывала в сочинской школе №10 и увидела, как на Кубани учат и воспитывают юных казаков и казачек.
Средняя образовательная школа №10 не случайно носит имя атамана Сидора Белого. Почти половина классов в ней — 18 из 39 — казачьей направленности. Настоящая гордость учеб­ного заведения —
музей истории Кубанского казачьего войска, который первым делом показали Наталье Третьяк.
В музее хранится большая коллекция ценных и уникальных экспонатов, рассказывающих об истории и славных традициях кубанского казачества, —
старинные деньги, награды, оружие, форма казаков. Наталья Третьяк с большим интересом осмот­рела экспонаты музея и в знак благодарности преподнесла директору школы копию ордена святой Екатерины.
Еще одним подарком школьникам стала книга, по которой можно изучить историю и географию родного края.
Увидела первый замес­титель министра образования и науки России и то, как ведется обучение в казачьих классах. Она побывала на уроке истории, где ребятам рассказывали об оружии казаков — шашках, кинжалах и нагайках.
Ну, а самым главным подарком для Натальи Третьяк стал наряд кубанской казачки с ручной вышивкой, в который она тут же переоделась.
— Вот я сегодня в традиционном наряде казачки. Для меня это очень приятно и почетно. Еще раз убеждаюсь в том, что развитие казачьего образования — это перспективное направление в области патриотического воспитания молодежи, — отметила Наталья Третьяк. — И поверьте мне, я на своем пос­ту предприму все меры для того, чтобы это развитие получило дальнейший импульс.
В подтверждение этих слов вице-губернатор Галина Золина рассказала, что на Кубани сегодня действуют 50 школ казачьей направленности, в них насчитывается полторы тысячи классов. Воспитывать детей в лучших традициях дедов и прадедов особенно важно сейчас, когда западная пропаганда пытается сделать все для того, чтобы люди отвернулись от своих истоков.
— И только казачье направление нас к этим истокам возвращает и прикрепляет, — отметила Галина Золина. — И мы видим даже на примере этой школы, что дисциплина, порядок, уважение дают совершенно другие результаты.
А результаты эти очевидны. На протяжении десяти лет своей казачьей истории школа и ее ученики показывают хорошие результаты на ЕГЭ, занимают призовые места в творческих и учебных конкурсах.
Наталья Третьяк пообещала, что в следующий раз, когда приедет в Краснодарский край, обязательно возьмет с собой казачий наряд. Возможно, это будет очередное заседание совета по делам казачества.

Полезный
для района опыт

На Всероссийский съезд работников дошкольного образования приехали делегации из всех регионов нашей страны, в том числе и Кубани. Успенский район на таком грандиозном мероприятии представляли главный специалист управления образованием муниципалитета Светлана Николаевна Гаценко и заведующая методическим кабинетом администрации Наталья Пет­ровна Любенко.
— Программа была насыщенной, интересной и полезной для каждого участника, — рассказала Наталья Петровна, — первый день был экскурсионным, основная работа началась потом. Мне запомнилась выставка, на которой была представлена не только книжная продукция ведущих российских издательств, но и современное оборудование для детских садов — начиная от спортивного инвентаря и заканчивая интерактивными досками, столами. Мы наглядно увидели, как новые современные технологии внедряются в систему дошкольного образования, помогают развитию детей, делают их пребывание в учреждении не просто интересным, но и полезным для здоровья. Я, например, приобрела книгу «Эксперсс-конструктор для детсада». Это методическое издание поможет сотрудникам успенских учреждений привести образовательные программы к единому федеральному государственному образовательному стандарту.
В этот же день, рассказали участницы съезда, работали дискуссионные площадки, их тематика затрагивала все стороны работы. Представители нашего района говорили, например, о повышении престижа профессии, обсудили с коллегами наиболее простые пути внед­рения ФГОС на местах.
Вечерняя часть программы была посвящена дошкольному образованию Кубани:
— Краснодарский край —
один из тех регионов, — отметила Светлана Нико­лаевна, — где особое внимание и со стороны губернатора А.Н.Ткачева, и со стороны министерства уделяется воспитанию подрастающего поколения. И при этом в детсадах для каждого малыша создаются отличные условия. Заместитель губернатора Г.Д.Золина рассказала о том, какие шаги предпринимаются для сокращения очереди, как ведется строительство новых объектов, реконструкция старых, введение модулей. Все эти направления работают и в нашем муниципалитете.
Второй день съезда позволил узнать о развитии предметно-пространственной среды и информационных технологий. При этом докладчики основной упор делали на то, что современные дошкольные учреждения должны стать для детей вторым домом — теплым, уютным, интересным. Участники рассматривали яркие фасады, удобную мебель, игрушки —
все то, что позволит ребенку чувствовать себя в детском саду комфортно и безопасно.
— Нам говорили об опыте других стран по развитию дошкольного образования, и было приятно слышать, что наша страна, край являются лидерами в этом направлении, — сказала Наталья Петровна. —
Организаторы съезда постарались донести до участников такую информацию, которую каждый потом может использовать у себя в районе. Да и общение с коллегами не прошло даром. Представители же делегаций других регионов были удивлены той огромной работой, которая ведется на Кубани —
и не только в системе образования, но и в других отраслях.
Дина ПРИГОРОВА.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.