Всё началось в 1918 году, когда мужчины ушли на гражданскую войну, а юная казачка Марфа, как все подростки и старики, трудилась в поле.
Там она и заметила красавца Матвея Коваленко, такого же рыжеволосого, как и она сама. Всё ладилось в его руках, и косил он лучше всех, и скирдовал. Марфуша любовалась им, когда он лихо вскакивал на коня, гнал лошадей на водопой, и как развевался на вет­ру его рыже-красный чуб.
Матвей издалека наблюдал за миниатюрной и юркой казачкой с длинными рыжими косами, которая, несмотря на свои 13 лет, успевала косить и помогала поварихам кормить рабочих. Вот так зародилась любовь в юных сердцах в лихие гражданские годы.
И вот в 1921 году семнадцатилетний Матвей пришел просить руки Марфуши, которой на тот момент исполнилось 16-ть.
Мать Марфы, Молибогова Мария, внимательно выслушала юного казака и, строго взглянув на дочь, спросила: «Любишь этого чубатого?». Марфа подбежала к матери, упала на колени и, уткнувшись в подол, со слезами прошептала: «Люблю». Отец молчал и нервно курил трубку. Тогда мать, схватив девушку за длинные косы, зажала ее между ног и стала бить плеткой по заду, приговаривая: «Я тебе покажу любовь!».
Матвей не ожидал такого поворота, он, не раздумывая, выхватил плетку из рук взбешенной матери и сказал: «Я люблю вашу дочь и никогда не дам её в обиду никому!».
Отец, Мефодий Федорович, докурил трубку, тяжело поднялся и промолвил: «Тогда бери ее и уходи, но учти — без благословения, мала она ещё».
Молодые обвенчались, и началась их семейная жизнь. Из рассказов моей тёти я узнала, что родственники любили ходить к ним в гости. Дом был всегда чист и наполнен любовью, а хозяйка — гостеприимна и весела. Вскоре родители простили дочь и благословили молодых.
К 1930 году в семье Коваленко было двое мальчиков — как две капли похожих на отца. Бабушка с дедушкой сидели с внуками, пока Марфа с Матвеем были в поле.
Настали тяжелые времена для страны — начался голод. Всем было тяжело, то в одной хате, то в другой умирали дети, немощные старики. Не обошло горе и молодую семью Коваленко. Вначале умер от голода младший, затем старший сынишка.
Но на этом жизнь не закончилась, и уже в 1934 году родилась дочка Любовь (моя мама), затем в 1936-м — Валентина, а в 1937-м — Надежда. Надеждой младшенькую назвали потому, что хотели сына, но Бог давал дочерей.
В 1941-м Матвей ушел на войну, и все годы Марфа его ждала, терпя все невзгоды и одна воспитывая троих детей.
Когда в село Маламино вошли немцы, им необходимы были пристанища для проживания раненых немецких офицеров. Выбор пал и на хату моей бабушки. Они заставляли её печь хлеб, готовить, стирать для постояльцев, а когда Марфа отказывалась им угождать, они спускали с печи детей, приставляли к их головам автомат и говорили на ломаном русском: «Матка, пух-пух, капут»…
После войны бабушка Марфуша получила письмо о том, что дедушка жив, но лежит, тяжелораненый, в госпитале. Продав хату и все, за что давали цену, она взяла детей и поехала искать Матвея, но не успела. Он скончался от полученных в бою ран.
И тогда она, с тремя детьми в чужом городе, села на порожках госпиталя и горько зарыдала. Больно было на душе от того, что стала вдовой, и что нет больше ни дома, ни денег. Но мир не без доб­рых людей. Пожалели молодую, хрупкую женщину и собрали в госпитале деньги на обратную дорогу.
Вернулась Марфуша в родное Маламино, в хату родителей. И всю оставшуюся жизнь жила одна, воспитывая трёх дочерей. Работала в колхозе на полях, на ферме и никогда не жаловалась на свою судьбу. Замуж больше не вышла, сердце ее принадлежало только одному мужчине — Матвею, моему дедушке! Вот такая она, казацкая любовь…
Бабушка Марфа каждое лето с нетерпением ждала внуков в гости, и мы с двоюродными братьями и сёстрами с удовольствием к ней приезжали, и не только отдыхать, но и помогать.
Она с какой-то осо-­
бой любовью приучала нас к труду, к земле, животным, растениям. Мальчиков обучала работе по двору, ну, а нас, девочек, всем женским премуд­ростям. И когда в конце августа за нами приез­жали наши мамы, мы наперебой хвастались, чему научились.
Мы очень любили бабушку. Я бесконечно благодарна ей за все, и я знаю точно, что когда подрастут мои внуки, передам им все знания и умения, которым когда-то научила меня моя любимая бабушка.
И.БЕЛЬСКАЯ,
с.Коноково.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.