Аббревиатура «ОСАГО» для многих автолюбителей наполнена негативным смыслом. И неспроста. С каждым годом услуги страховых компаний только дорожают, а семейный бюджет ведь не резиновый. И если раньше заключение договора обходилось гражданину всего в пару тысяч, то сейчас нужно минимум семь-восемь. И тут уже деваться некуда — если документы не в порядке, то за руль лучше не садиться.
— У страховых компаний жадность проснулась, они готовы зарабатывать на всем, на чем можно. В том числе и на полисах для автомобилистов, — жалуется Сергей, который лишь год назад получил права, и был вынужден за ОСАГО заплатить более девяти тысяч рублей. — Как известно, без такого бланка лучше не появляться на наших дорогах. Не сможет человек и пройти техосмотр.
Но вот купить заветный полис в последнее время оказалось весьма проблематично. То есть полис водителю, конечно, продадут, но с «дополнительными опциями» в виде еще одной страховки. Хотите отказаться? А если сроки поджимают? Вот и приходится рядовому автовладельцу переплачивать немалые деньги.
Корреспонденты газеты «Рассвет» решили прикинуться «чайниками» и попытаться оформить страховку на автомобиль без лишних переплат. Может, у нас получится?
Первым делом обратились в известную многим компанию «Росгосстрах». Нас, то есть потенциальных клиентов, встретили вежливо, пригласили в кабинет.
— Я недавно машину купила, хочу узнать, во сколько обойдется ее страхование, — говорю специалисту и подаю документы.
Произведя нехитрые вычисления, сотрудник компании информирует меня, что для реализации задуманного понадобится всего лишь семь тысяч рублей. Это с учетом того, что имеется хороший водительский стаж, новичкам полис обойдется примерно в девять тысяч. Столько же будет стоить страхование ответственности «без ограничения».
— Дороговато…
— У нас произошло повышение стоимости услуг за счет увеличения страховых выплат. Если раньше их максимальный размер составлял для автомобиля 200 тысяч, то сейчас — 400 тысяч. А по страхованию жизни тариф вырос со 120 до 200 тысяч рублей, — бодро рапортует сотрудница.
— Так в названную Вами сумму входит и страхование жизни? Я вроде бы насчет автомобиля обратилась…
— А Вы что, от жизни отказываетесь?
— Нет-нет, уж жизнь-то мне точно еще нужна!
— Простите, но при оформлении полиса ОСАГО необходимо страховать и жизнь водителя. Таковы наши правила.
И далее «клиенту», то есть мне, долго и подробно рассказали об оформлении этого вида услуг. Я узнала, что многие жители нашего района не пожалели об этом шаге и смогли получить хорошие выплаты от компании.
— А ведь это дело добровольное, — робко говорю я, —
нельзя ли отказаться?
И тут выясняется самое интересное. Оказывается, схема для таких, как я, «отказников», разработана долгая и сложная. Видимо, специально. Вначале нужно написать заявление. Потом в район приедет специалист из Краснодара, который сфотографирует, осмотрит транспорт и даст заключение, что он безопасен для вашей жизни. «В федеральном законе действительно закреплено право страховой компании на проверку автомобиля», — поясняет сотрудница. Видимо, заключению о прохождении технического осмотра здесь почему-то не доверяют. И вот на основании мнения эксперта, который (цитирую) «на себя берет ответственность за мою жизнь» (а кто его просит?), мне разрешат отказаться от страхования жизни. Хлопотно, долго, нудно. Вывод — берут измором! Ведь желающих сражаться с ветряными мельницами, то бишь с бюрократами, найдется немного.
Не подходит эта схема и для тех граждан, у которых страховка заканчивается на днях. Без нее за руль садиться нельзя. А в ожидании специалиста из Краснодара придется месяц никуда не выезжать, чтобы не платить штрафы ГИБДД.
Общаемся с местными водителями и выясняем, что проблема появилась еще в прошлом году. Вероятно, кто-то очень сообразительный у продавцов страховок понял, что уйти из офиса компании без полиса КАСКО или ОСАГО гражданин просто не может. А, значит, купит не только его, но и то, что ему дополнительно вручат: полис страхования водительского здоровья или же недвижимого имущества. Так, помнится, поступали в советских магазинах, когда к дефицитному товару «в нагрузку» давали и тот, который годами лежит на прилавках.
В «Росгосстрахе» мне рассказали, что здесь нет проблем с наличием бланков, как у некоторых (цитирую) «частных компаний». Здесь же и с выплатами, в случае чего, проблем не будет, хотя «некоторые клиенты судятся, оставшись недовольны начислениями».
Вот только стоимость услуг меня совершенно не устроила, невозможность отказа от дополнительного «сервиса» смущает. Иду в другую страховую компанию — «АСКО». И представьте себе, тут мне предлагают… ровно то же самое. Купить полис автогражданки, что называется в «чистом виде», опять почему-то не получается. Но здесь ждал приятный сюрприз. Культурная и располагающая к себе девушка, взяв документы на машину, посчитала, что все «удовольствие» обойдется мне в пять с небольшим тысяч рублей.
— А в эту сумму входит страхование жизни? — удивленно задаю вопрос (после первой компании показалось дешево).
— Да, это обойдется в тысячу рублей.
И все бы хорошо, но…
— К сожалению, мы уже выбрали в этом году лимит по бланкам и выполнили план, поэтому страховку оформить Вам не сможем. Сейчас работаем только по записи с нашими постоянными клиентами.
— А как быть «не клиентам»?
— Обратитесь в начале следующего года, возможно, к этому моменту мы уже получим нужные документы.
Попытались узнать о причинах такой странной работы компании, но ничего кроме того, что «лимит выбран», не услышали. Странно, неужели фирме хочется терять своих потенциальных клиентов?
А теперь расскажу о самом интересном. У меня уже имеется полис страхования жизни, который был сделан при оформлении документов на другой автомобиль.
— У меня жизнь уже застрахована, — говорю специалистам и первой, и второй компании, — зачем страховать ее еще раз? Это ведь неразумно.
— А где Вы ее застраховали? — встречный вопрос.
Называю имя и фамилию конкретного агента. И тут начинается сплошное веселье.
— Этот полис выдан для первой машины, а новый — для второй, — с серьезным лицом говорит девушка.
— А разве при страховании жизни имеет какое-то значение марка автомобиля, на котором я езжу? А если я буду идти пешком и попаду в аварию, мне, выходит, вообще компенсация не положена?
— Положена… Но таковы правила компании, — слышу стандартный ответ. — И вообще, нужно сначала стать нашим клиентом. Обратившись в следующий раз, Вы сможете отказаться от этой услуги.
Как все туманно. И опять слышу слово «правила». Этими «распоряжениями руководства» они, как ширмочками, прикрываются от лишних вопросов. В итоге меня отослали к «сороковому федеральному закону». Пыталась в нем разобраться, но мне, не специалисту, это было сделать сложно.
Девушка поняла, что «простаки» оказались не такими доверчивыми, как большинство жителей. И в итоге после нудного разговора, долгого знакомства с их нормами, я могу сделать вывод: имеешь пять автомобилей, пять раз застрахуй свою жизнь. Снисхождение сделают, если все операции проведешь в одной компании, которая «в виде бонуса» не попытается вас раздеть до нитки. А иначе шагать вам с пустым кошельком, но с целой кучей бумажек. Будете жить в безопасности, но на хлебе и воде.
Несколько раз в разговоре звучала фраза «мы вас не заставляем, но…». Но, если уж, действительно, это «мой выбор», то о каких «но» может идти речь? Тем более, что по России в течение всего года прокуратура не раз и не два проводила проверки по таким вопросам, отмечая, что региональные филиалы нескольких крупных российских страховых компаний навязывают автовладельцам дополнительные услуги. А ведь по закону не продать полис ОСАГО они просто не могут. Но на деле выход хитрецы найдут. Скажут, что у них отсутствуют бланки или произошел сбой в компьютерной программе.
Что ж, сегодня я узнала обо всех подводных камнях оформления полиса и теперь могу с уверенностью говорить, что иметь автомобиль — удовольствие дорогое, помимо трат на бензин, ремонт, нужно еще и за страховку платить больше положенного.
Н.МИХАЙЛОВА.