Районный музей в эти дни стал одним из самых оживленных мест. Здесь проходят экскурсии для успенской детворы из всех сельских поселений в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы. На одно такое мероприятие напросились и корреспонденты «Рассвета».
Понаблюдаем со стороны, как ведут себя подростки, о чем говорят, какие задают вопросы. В этот раз осматривать экспонаты и узнавать интересные факты о Великой Отечественной войне предстоит юношам и девушкам из
9 «Б» класса средней школы №1 села Успенского.
Уже с первых минут ребята не остаются равнодушными. «Зал боевой славы», а именно сюда они входят, заставляет забыть о скуке, сотовых телефонах, «Одноклассниках»… Сама атмосфера переносит в прошлое…
Уже не первый раз школьникам рассказывают о времени оккупации Успенского района, об этих днях им говорили на уроках истории, кубановедения, классных часах и линейках. Сами ребята отмечают, что каждый раз вновь сочувствуют погибшим, вновь осуждают зверства фашистов, вновь сопереживают старикам, женщинам, детям, которых не обошли стороной беды и страдания.
— А вы знаете, что за дата — 23 января? — задает вопрос директор музея А.М.Бегларянц.
— День освобождения района от немецко-фашистских захватчиков, у нас сегодня линейка была посвящена этому событию, — говорит Максим Чиканов.
— В ваших семьях есть люди, которые воевали в годы Великой Отечественной войны или застали период оккупации? — звучит следующий вопрос.
— К несчастью, их уже нет в живых, — отвечает Александра Мадяр.
Познакомившись с детьми, Александр Михайлович продолжает экскурсию. В этот раз тема обсуждения была не самой простой — говорили о предателях, о тех местных жителях, которые перешли на строну врага и стали тем самым врагами своим землякам. Их поступки порой были жестче и бесчеловечнее, чем поведение фашистов. Они не чурались предательства, убийства…
— Могли ударить женщину или ребенка, — говорят ребята.
— Настоящие герои не сидели дома, а отправлялись на фронт…
— И как потом смотреть в глаза соседям и родным?
Небольшая лекция подходит к концу, она была направлена не столько на то, чтобы изложить какие-то факты, а скорее на создание особого настроения у посетителей музея. Даже лица ребят стали более серьезными, задумчивыми.
Школьники переходят от стенда к стенду, неспеша рассматривают экспонаты. Потом листают альбомы, некоторые из них собраны учениками именно средней школы №1 — родителями сегодняшних учеников. Здесь многое написано вручную, ведь тогда не было компьютеров и принтеров. Карандашные рисунки, фотографии из семейных архивов и самое главное — информация. Лет двадцать назад у молодежи было гораздо больше возможностей узнать о Великой Отечественной войне из уст самих ветеранов. Сейчас бойцов Красной армии становится все меньше, да и здоровье порой не позволяет вести активную патриотическую работу с подрастающим поколением.
— Меня больше всего заинтересовали награды —
медали и ордена. Интересно узнать, за какие подвиги их получали наши земляки, — рассказывает Максим Чиканов. — Ведь их просто так не вручали, а, значит, поступок солдата был героическим и мужественным.
— А мне хотелось полистать альбомы, — говорит Инна Лисняк, — здесь на каждой странице — человеческая жизнь, судьба. Интересно смотреть на то, как раньше праздновали День Победы. Здесь даже можно увидеть нашу школу, ребят, которые много лет назад, как и мы сегодня, сидели за партами.
— Мне интересны все экспонаты, — говорит Алексей Рогачев, — ведь эти предметы имеют свою историю. Вот этот аккордеон, судя по всему, принадлежал немцу, и был оставлен во время отступления фашистских войск. Но больше всего эмоций вызывают фотографии, люди словно смотрят на нас из прошлого. Иногда и не верится, что молодые ребята, чуть старше нас, отдавали свои жизни за спасение страны.
Выйдя из музея, ученики не спешили расходиться. Они делились впечатлениями. Учитель истории СШ №1 А.В.Кусков, который сопровождал девятиклассников, отметил, что подобные мероприятия полезны для подростков тем, что помогают лучше узнать о прошлом страны и нашего района, они никого не оставляют равнодушными, нацеливают на то, чтобы ребята стремились больше узнать о судьбе своих прадедушек и прабабушек.
…На многие вопросы, которые возникнут у учащихся после визита в музей, педагогу еще предстоит ответить на уроках, а сами ребята с большим энтузиазмом примутся за исследовательскую и поисковую работу.
Ю.АНДРЕЕВА.
Фото автора.