Для кого-то 70-е годы прошлого века, возможно, были застойными годами, но не для меня и людей вокруг. Жизнь кипела в заводских корпусах, на полях, в учебных заведениях. Именно в 1977 году решился на значительный личный шаг — переезд в другой край, в новую газету «Рассвет». Помогли в этом объявление, данное в журнале «Журналист», а также близость к горному Домбаю, в котором начал свою личную эпопею путешественника.
Приехал я на автобусе из Краснодара в село Успенское поздним сентябрьским вечером. Центральная улица Ленина была вся перекопана, приходилось много раз спотыкаться о трубы в кромешной тьме. С грехом пополам добрался до двухэтажного дома на пересечении улиц Почтовой и Ленина, в котором жил редактор Юрий Семенович Бушуев. Встретил он хорошо, с надеждой в глазах, жена наготовила всякой вкуснятины. На вопросы о «разрухе» объяснил, что район только что образовался, начался бурный рост, отсюда и проблемы. Показал, какая вода течет из крана (кирпичного цвета).
На следующее утро мы сначала зашли в небольшой флигелек с небольшим садом, в котором размещался забрезживший после долгой ночи небытия «Рассвет», а потом встречались в райкоме партии с первым секретарем. Уловив в моем настроении скептицизм городского жителя, он повел откровенный разговор: «Куда бы вы сейчас не поехали, нигде Вам сразу жилье не дадут, а мы, если придем к общему знаменателю, сразу пишем гарантийное письмо, показываем квартиру в строящемся трехэтажном доме». Аргумент для меня и моей молодой семьи был очень сильный. Я согласился на предложение и никогда об этом не пожалел, признав данное место «своим». Спустя 30 лет, утолив голод журналиста и путешественника, вновь стал жить здесь, где в окно с утра заглядывает ласковое солнце, где цветов столько, сколько в Кубани воды.
С редактором, опытным журналистом, мы сразу же нашли общий язык, выставили за редакционный порог любителей выпивки и начали формировать новый коллектив. Опять же благодаря «Журналисту» просмотрели сотни объявлений, обсудили кандидатуры. Так в нашем флигельке появились свежие «перья» с разных концов СССР: Александра Карташова, Елена Быстрова, Людмила Ануфриева, а также фотокор Иван Юдаев.
Притирка характеров проходила быстро и успешно, работа пошла динамичная, творческая, веселая. Хорошо «уравновесили» коллектив, в смысле пришлых и местных, журналист и поэт Владимир Резник из станицы Динской, юная перспективная сотрудница Светлана Шиповалова. Дружная бригада подобралась и в типографии (которая раньше базировалась в с.Успенском), в чем немалая заслуга прекрасного человека, отличного специалиста Марии Ивановны Шиповаловой. А уж про общественных помощников газеты и говорить не приходилось — они всегда были и есть, и составляют самую внушительную часть «рассветовского» айсберга. Так он и поплыл по намеченному возобновленному маршруту, не теряя скорости и качества.
Ушел на повышение в крайком партии Ю.С.Бушуев, его заменил на посту редактора Анатолий Тимофеевич Пешахонов, прекрасный организатор и отличный человек, а ответственным секретарем стал опытный и проницательный Олег Георгиевич Переверзев. Любопытно, что люди другого плана не могли ужиться в редакции. Из областной газеты Узбекистана приехал в Успенское работать квалифицированный журналист Валентин Петрович Уполовников. Делал он немало полезного, но человеческие качества не позволили ему закрепиться в коллективе. Время течет быстро, как песок сквозь ладони, кого-то, увы, уже нет с нами…
Для меня лично позитивный фон работы в «Рассвете» создавал не только социально-профессиональный фактор, но и выбранное географическое место, незнакомый комфортный климат. В Успенское невозможно было не влюбиться. Во-первых, срабатывали очарование юга, щедрая земля, редкая для орловца фауна, «горячие» характеры людей. Впервые увидеть на ветке абрикос или айву для меня дорогого стоило. А сады? Они прямо-таки ломились от яблок, груш, слив, айвы и персиков — завораживающее зрелище. Местный воздух я с наслаждением пил как чистую родниковую воду, ведь ветерок приносил со стороны Ставропольского плато и припойменного леса ароматы трав и деревьев. Звуки, запахи юга, цикады, светлячки, отсутствие холода как такового —
все воспринималось с приятной неожиданностью и создавало соответствующий поэтический и деловой настрой.
В коллективе «Рассвета» многие переживали схожие чувства, писали стихи, поэтому глаза у большинства искрились благожелательностью и любовью к жизни. После напряженных газетных будней мы регулярно устраивали себе небольшие праздники на природе, что еще более сплачивало коллектив. Все газетчики также любили ездить в колхозы и совхозы, оказывать им посильную помощь. Со временем многие журналисты и полиграфисты, подчиняясь судьбе, разъехались и разошлись кто куда, но те блистательные годы звучат в нас периодически как любимые мелодии, как старый, милый забытый вальсок.
А «Рассвет», постоянно обновляющийся творческой энергией новых людей, засветил ярче, с творческими находками в оформлении и содержании. Давно сданы в утиль печатные машинки, линотипы (строкоотливная машина, на которой в типографии набирали тексты для очередного номера газеты —
прим. редакции), все заменил его величество компьютер, отчего производственный процесс упростился донельзя. Не секрет: для людей вся эта переналадка сродни революционным переменам, а 80 лет назад даже трудно было представить производство первого номера газеты «Рассвет»! Спасибо пионерам районной печати, они справились с задачей выпуска, назвав газету символом света, всего возрождающегося.
И напоследок — параллель с Крайним Севером, где свет утра так же романтизирован, как название нашей районной газеты. На Чукотке давно существует знаменитый в стране и за рубежом танцевальный ансамбль «Эргырон» (в переводе с чукотского — «рассвет»), частый гость в городах и весях, на телевидении. Как только я увидел его, сразу возникло сравнение, пусть и условное, с газетой «Рассвет». И там и там счастливо ужилось прошлое и настоящее, есть большая любовь зрителей и читателей, кипит творчество. И главное, на Чукотке занимается утро страны, а в Успенком — утро Кубани. Символизировать это газетной строкой или танцем — очень красивая и ответственная миссия.
Юрий ПРЫГОВ.
Фото из архива редакции.