После того, как в «Рассвете» был опубликован рассказ о нашем земляке, летчике-истребителе Федоре Климовиче Свеженцеве, погибшем в одном из воздушных боев над станицей Абинской 8 мая 1943 года («Бесстрашный воздушный витязь» из Маламино», «Рассвет», №7 от 22 января 2015 г.), мы побывали на хуторе Вольность в семье Федора Ивановича и Любови Федоровны Свежинцевых. Поводом для встречи послужили новости о прославленном асе, которыми поделился с нами его двоюродный внук.

Со Ставрополья родственники привезли Свежинцевым три фотографии. На одной из них — Федор Климович в кругу семьи (с супругой Таисией и дочерью Валюшкой), на второй — он в летной форме, а на третьей, увеличенной до портретных размеров, — его брат, Константин Климович, также погибший в годы Великой Отечественной войны.
— Когда я был маленьким, — рассказывает Федор Иванович Свежинцев, — бабушка часто показывала семейные фотографии и говорила мне, Феде-маленькому, о Федоре-большом: «Это твой дед. Он — герой, погиб на фронте». Хотя вначале и говорили о том, что он пропал без вести… Дед Костя тоже молодым погиб, так вот суждено было обоим братьям.
Эти снимки, которыми поделились двоюродные сест­ры Федора Ивановича Елена и Галина, хранились в семье Анастасии Климовны Скидиной. По давней традиции довоенного времени каждая из них снабжена на обороте соответствующей подписью. Одна, на личном фото Ф.К.Свеженцева, датированном 1936 годом, очень лаконична: подарена на память Вале и Павлику от дяди Федьки. А вот вторая — небольшой рассказ о процедуре фотографирования: «Тете Насте от маленькой племянницы Валечки и ее папы и мамы Свежинцевых. Маленькой Валечке здесь 2 месяца и 17 дней. Правую ручку пошевельнула пока фотографировалась, и у нее вышел большой кулак. г.Комсомольск».
…Говорят, что в жизни не бывает ни случайностей, ни совпадений. Что каждому событию суждено произойти в определенный для него Судьбой день и час. И если проследить хронологию их развития за последние два месяца, то в это поверит даже самый ярый атеист: словно дож­давшись звонка абинских ветеранов, чтобы передать сохраненные памятью сведения о Федоре Климовиче, оставляет этот бренный мир Ольга Александровна Свежинцева. А в день ее похорон и привезли фотографии фронтовиков ставропольские родственники.
Уходят годы. Сменяются поколения. Но пока жива в нас Память, живы и те, кого уже нет рядом с нами. И это —
непреложный закон.
С.ПАВЛОВА.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.