Двадцать пятого апреля 2015 года в 11-00 по латвийскому времени в поселке Ропажи на воинском братском кладбище состоялась торжественная церемония перезахоронения останков советских солдат и офицеров, погибших при освобождении Латвии от немецко-фашистских захватчиков. В этом году вечное упокоение обрели триста двадцать воинов, имена двадцати шести из них поисковикам удалось установить.

Одним из них был и наш земляк, маламинец Иван Николаевич Степанов.
Накануне церемонии мы связались по телефону с президентом поискового отряда «Легенда» Талисом Эшмитсом и попросили его рассказать о работе поисковиков.
— Мы занимаемся поиском солдат всех национальностей, погибших не только во Вторую мировую войну, но и в Первую. В среднем ежегодно мы находим около 150 бойцов Красной армии, которые погибли или умерли от ран в Великую Отечественную, — говорит Т.Эшмитс. —

Бывает больше, бывает меньше. Все зависит от того, было ли это массовое захоронение, медсанбатовское кладбище или один человек. К примеру, в этом году 120 бойцов были найдены местными лесниками в одной братской могиле. Они, обнаружив ее, попросили нас приехать, сказали: «Негоже людям так оставаться».
К сожалению, не всех можно идентифицировать. Так получается, что капсулы-медальоны бойцов в большинстве своем пусты. Мы работаем с предметами, которые находим рядом с ними: расчески, ложки, котелки, письма, награды, по которым можно установить имя и фамилию, номер час­ти и, возможно, домашний адрес родственников. Так было и с вашим земляком. Так было и еще с одним солдатом — Иваном из украинской Макеевки. Хоронить его будем на следующий год. Искали по письму, которое он писал своей сестре. «Согнали» в узкую полосу все сведения, отправили запрос в ЦАМО…

Но не всем и не всегда так везет. Сейчас трудно сказать, сколько их еще покоится в нашей земле безымянных, не похороненных по существующим традициям. Я, может быть, больше пацифист, чем пат­риот, потому что вижу бессмысленность любой вой­ны. Ведь в ней не участ­вуют ни те, кто ее развязывает, ни их дети и близкие. В окопах сидят простые мужики самых разных национальностей и веры те, о которых правители-агрессоры, добившись своей цели или нет, быстро забудут, но о которых помнят в семье. Убит человек. С ним убиты его мечты, его планы, его род, зачастую…
А чтобы осталась память, и работают у нас около десяти поисковых отрядов. Мы, наверное, самые мощные.

Вечная память и вечная слава…

Только за последние пятнадцать лет в Ропажи перезахоронены более 2 000 советских солдат и офицеров. Вот и этим апрельским утром проводить в последний путь павших в тысяча девятьсот сорок четвертом пришли представители посольств России, Казахстана и Белоруссии в Латвии, местной власти и общественных организаций.

Выступавший первым посол РФ в Латвии Александр Альбертович Вешняков отметил, что в год 70-летия Победы мы снова вспоминаем тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с фашизмом. Подчеркнув, что Советский Союз понес самые большие потери в той войне, почти 27 миллионов человек, он назвал основные этапы Великой Отечественной, начиная с 1941 года, года вероломного нападения на СССР, в который произошло и сражение под Москвой, и первое поражение фашистских войск. Затем были битва на Волге в Сталинграде, Курская дуга и освобождение территорий других республик, в том числе Латвии и всей Европы. И поблагодарил поисковиков за кропотливую работу.
Советник Посольства Казахстана в Латвии Жазира Куандыковна Мырзакасымова сказала: «Наш солдат Мосиец Федор был призван из Алма-Атинской области и был, по всей вероятнос­ти, украинец. Но мы не делим защитников Родины по национальности, в Казахстане мы все один народ, одна семья, одна судьба».

Отзвучали прощальные речи. Завершилась православная панихида. Военный атташе России полковник Андрей Николаевич Лобов отдает команду: «К перезахоронению приступить!». И останки солдат торжественно переносят к месту вечного упокоения. Холм над новой братской могилой покрылся венками и живыми цветами. На них легла простреленная солдатская каска… А рядом появился новый памятный камень, на котором среди других двадцати шести установленных фамилий бойцов есть и имя нашего земляка: старшего сержанта Ивана Николаевича Степанова.
Вечная память, вечный покой…

Жил такой парень

Когда эмоции переполняют душу, лучше всего за нас говорят сухие строчки официальных документов. Вместе с фотографиями с церемонии перезахоронения латышские поисковики предоставили в редакцию и копии наградных приказов на Ивана Степанова. Позвольте мне процитировать их здесь.
Приказом от четвертого марта 1944 года медалью «За отвагу» был награжден командир 76-мм орудия Иван Николаевич Степанов «за то, что он в районе дер.Баранова Островского района Ленинградской области 1 и 2 марта 1944 г. из своего расчета уничтожил группу немецких автоматчиков, мешавших продвижению пехоты вперед. В боях с немецкими захватчиками старший сержант Степанов участвует с марта 1942 года. Наград и ранений не имеет. Русский, рабочий, член ВЛКСМ…».

Правда, в наградном листе при представлении его к ордену Славы III степени от 3 июля 1944 г., партийная принадлежность указана уже несколько другая —
член ВКП(б) с 1943 года: «В боях с немецкими захватчиками по овладению д.Погостище Островского района Ленинградской области показал себя бесстрашным и мужественным командиром орудия. При прорыве сильно укрепленного пункта противника своим огнем подавил 4 пулеметные точки с его расчетом. При отражении контратак противника смелым и решительным действием сумел захватить у немцев орудие, и из него был открыт огонь по отступающей пехоте противника».
…Так в Успенском райо­не стало еще на одного установленного героя больше.
С.УСОВА.
Фотографии предоставлены ПО «Легенда» и взяты с Интернет-сайтов.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

You missed