Каждый день Великой Отечественной войны стал для русского народа моментом истины, испытанием духа и воли. Окончания противостояния фашизму ждали и бойцы на фронте, и те, кто самоотверженно трудился в тылу, с надеждой ждал возвращения своих близких домой. Именно тогда наш народ не просто победил, а показал всему миру, что нет и никогда не будет такой силы, которая смогла бы поставить русского человека на колени.- Прожив почти сто лет, —
рассказывает Агриппина Егоровна Доброродных из села Успенского, — невольно вспоминаешь прошлое. И понимаешь, что самым прекрасным временем стало счастливое беззаботное детство рядом с родителями. А вот радость юности затмила война. Она стерла с лиц юношей и девушек веселье, заставила нас резко повзрослеть… Мне тогда исполнилось 15 лет.
Агриппина Егоровна родилась в селе Скрипниково Воронежской области в семье простых колхозников. Отец Егор Романович — трудился шофером на полуторке, мама — Мария Кононовна была разнорабочей. Подрастали трое детей, Агриппина или, как ее ласково называли, Галя была старшей, присматривала за младшенькими сестричками — Марией и Татьяной.
Жизнь текла мирно и размеренно. Пока взрослые трудились, детвора беззаботно играла, бегала по бескрайним лугам малой родины:
— Такой красивой природы, как там, я больше нигде не встречала, — продолжает рассказ Агриппина Егоровна. — Белоснежный цвет черемухи, соловьиные песни… В воскресенье у нас всегда был выходной. И стар, и млад шли в местную церковь. Как сейчас помню, в один из таких дней, перед обедом, людям объявили, что началась война. Всем мужчинам надлежало явиться в военкомат. Вскоре их стали отправлять на фронт — бить фашистов. Отцу тогда дали отсрочку, так как он трудился водителем в колхозе. Но в 1943 году он был призван на защиту Родины. Папу направили в город Калач. От него мы получили всего одно письмо, в котором он сообщил, что находится недалеко от Моршанска. А в конце добавил: «Жив буду — напишу».
Но больше вестей от Егора Романовича не было. На запрос родственников из военкомата кратко сообщили: «Пропал без вести». Ему тогда было 34 года.
— Горе пришло в нашу семью, — вспоминает А.Е.Доброродных. — Мама осталась одна с тремя детьми. В то время не хватало самого необходимого и, как она ни старалась, в голодное время просто не в силах была накормить дочерей. Я помогала ей, как могла. Помню, ходили в поле и собирали колоски, перетирали зернышки и пекли лепешки. Со временем нас, подростков, стали забирать на работу. Мы ремонтировали дороги, трудились на военном аэродроме, строили землянки, блиндажи, ангары для наших самолетов, выгружали снаряды.
В то время, по словам Агриппины Егоровны, линия фронта уже приближалась к Дону. Немецкие самолеты вели бомбежки недалеко от аэродрома. По команде «Воздух!» ребята падали прямо на землю, закрывали руками головы и ждали, когда улетят вражеские «мессеры».
Жить становилось все труднее. На Кубани у семьи Доброродных были родственники. Они и предложили маме нашей героини переехать с детьми на новое место — подальше от фронта, чтобы спастись, чтобы просто выжить. Мария Кононовна решилась на такой шаг, и в феврале 1944 года семья в товарном поезде добралась до Армавира, а затем до хутора Первая Синюха Лабинского района. Здесь стали трудиться, брались за любую, даже самую сложную работу. Потом Агриппина пошла в местный колхоз, стала дояркой. Ее труд всегда высоко ценился, старательную труженицу поощряли, награждали грамотами и благодарностями. А вот в личной жизни все было не так просто, поэтому Агриппина жила вместе с мамой.
— Мамочка у меня была самой доброй, самой лучшей! — говорит она. — Портрет погибшего папы всегда висел у нее над кроватью. Она до последних дней ждала своего Егорушку, разговаривала с ним, глядя на фотографию. Такими вот они были — вдовы погибших солдат — преданными, верными, стойкими. Они ничего не требовали, не просили и жили надеждой…
Самым страшным ударом для Ариппины Егоровны стала смерть мамы. И случилось это в новогоднюю ночь — с 31 декабря на
1 января 1999 года. В окнах вспыхивали фейерверки, были слышны залпы салютов, люди веселились и праздновали, а на руках у любящей дочери умирал самый близкий ей человек.
Спустя некоторое время А.Е.Доброродных переехала к дочери и зятю в село Успенское. Здесь она живет и сейчас. Теперь ее окружают дети, внуки, правнуки, подрастает даже малышка-праправнучка. Пенсионерка с огромной нежностью относится к своим близким. Но радоваться жизни порой мешают проблемы со здоровьем: из-за полной потери зрения она даже не может увидеть лиц своих любимых.
— Тяжело, — вздыхает она, — но я стараюсь чаще вспоминать о добрых и светлых событиях. Вот недавно получила юбилейную медаль к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Приходят внуки, рассматривают награду и говорят, что она красивая. А мне приятно, что правительство оценило наш вклад в борьбу с фашизмом. И хотя понимаю, что ничто не заменит потерю папы-фронтовика, все равно с нетерпением жду юбилейного 9 Мая, зная, что он будет просто необыкновенным. А жителям нашего района я желаю мира, здоровья и всего самого доброго.
Р.КОСЫХ.
Фото из архива А.Е.Доброродных.