Каждый год в честь 9 мая в средней школе №2 проводятся классные часы. В этот раз, в связи с семидесятилетием Победы, для учеников 11 «Б» класса он проходил дома у Ирины Ивановны Бородиной.
Встретила она нас гостеприимно, провела экскурсию по своему потрясающему саду. Потом на старом проигрывателе мы слушали пластинки с песнями военных лет. Хозяйка угощала нас чаем с конфетами. Когда разговариваешь с Ириной Ивановной, чувствуешь ее жизненную силу, даже трудно поверить, что этот человек жил во время Великой Отечественной войны, — настолько молода ее душа. Мы с интересом послушали рассказ о былых временах, о том, что ей пришлось пережить.
Родилась она в Армавире в интеллигентной семье. До войны родители работали, а Ирина с братьями училась в школе. Одним воскресным днем (ей в ту пору было 11 лет) их класс повели в театр. И вдруг представление было прервано: объявили начало войны. Это был страшный 1941 год, 22 июня. Все выбежали из зала, побежали домой. По радио объявляли, что Киев бомбят фашисты, что наши войска ведут оборонительные бои…
Со временем война вплотную подошла и к Кубани. Будучи ребенком, Ирина еще не совсем осознавала, что происходило. Но до сих пор хорошо помнит, какие страшные были бомбежки, как прятались от них люди.
В августе 1942 года немцы подошли к Армавиру. Надо было срочно покидать город. Но отец Ирины Ивановны был управляющим банка, коммунистом и патриотом. Ему нужно было сжечь документы, в которых была секретная информация, на это ушло немало времени. И только после этого Иван собрал семью, и они отправились в путь. Машин не было, поэтому они сели на подводу и поехали в сторону станицы Советской. Но вдруг навстречу им выехали немецкие танки: пришлось вернуться.
Немцы составили первый список коммунистов, которые подлежали уничтожению, и отец Ирины Ивановны был включен в него. Иван перестал работать, ушел в подполье. С группой коммунистов выпускали листовки и расклеивали их по городу. Отца выдал русский полицай, его увезли в гестапо. Схватили фашисты и еще 33 человека, фамилии которых были в первом списке. Их потом расстреляли на Красной Поляне.
Хоронили погибших всем Армавиром в братской могиле. А через два месяца в возрасте 23 лет погиб один из братьев Ирины Ивановны.
После окончания войны она доучилась в школе, поступила в аграрный сельскохозяйственный институт, там и познакомилась со своим будущим мужем, Алексеем Степановичем Бородиным, с которым они дружили все 5 лет обучения. Рассказала нам Ирина Ивановна и о славном боевом пути супруга — моряка, защищавшего Севастополь, кавалера тридцати орденов и медалей. Процитировала она нам и надпись на мемориале, установленном на братской могиле защитников Севастополя на Матвеевом кургане: «Слава вам храбрые, слава бесстрашные, вечную память поет вам народ. Доблестно жившие, смерть покорившие, память о вас никогда не умрет», — эти слова врезались в память Ирины Ивановны.
…Запомнили их и мы, правнуки тех героев. И поняли одну простую истину: такие встречи заставляют по-новому взглянуть на факты, почерпнутые со страниц учебников истории.
Д.АНДРЕЕВА,
ученица 11 «Б» класса Успенской СШ №2.