Любовь Федоровна Свежинцева — человек добрейшей души. Общаясь с ней, чувствуешь себя окруженным лаской, вниманием. Она выслушает, даст добрый совет, не откажет никому в помощи. Живет пенсионерка вместе с мужем Федором Ивановичем на хуторе Вольность Маламинского сельского поселения. Свободное время посвящает домашним делам
и заботам, работе на подворье. Да и небольшая стая гусей не дает скучать. А уж за мясом птицы к ней приезжают не только из нашего района!
Любовь Федоровна родилась на хуторе Безводном, сейчас его уже не найдешь на карте Успенского района. Населенный пункт перестал существовать еще в 1961 году. В семье Атановых росло восемь детей. Чтобы прокормить стольких едоков, держали большое хозяйство, где были и коровы, и свиньи, и птица. В послевоенное время без этого просто бы не выжили.
Работы хватало всем детям, у каждого были свои обязанности, их распределяли в зависимости от возраста и силы. Седьмой Любе и ее младшей сестренке доверяли домашние хлопоты — вымыть посуду, убрать в комнате, помазать глиной с навозом полы. Стали девочки старше — начали полоть огород, в день им выделяли по пять рядков кукурузы, других овощей.
— Родители на работу уходили рано, — вспоминает Любовь Федоровна. — Только рассвело, а они уже в поле. Мы же после школы должны были чистоту в доме поддерживать, другие ребята занимались хозяйством или огородом. Старшие братья вдвоем картошку окучивали, кто-то двор мел, кто-то кроликов кормил, а их было у нас почти сто голов, и так далее. Никто не ленился, мы понимали, что родителям нужно помогать. В 1961 году наша семья переехала на хутор Вольность, я тогда пошла в пятый класс. После окончания восьмого поехала к бабушке в Элисту. Родители отправили меня туда учиться в счетоводно-бухгалтерскую школу. Саму боялись отпускать далеко из дома, а у бабушки я была под присмотром и образование получала.
Через год и восемь месяцев Любовь Федоровна вернулась в Успенский район. Профессия в жизни не пригодилась. Нашей героине не довелось работать ни бухгалтером, ни счетоводом. Всю жизнь она трудилась на ферме хутора. Здесь заведующим был ее будущий свекор — Иван Константинович Свежинцев. Он-то и уговорил семнадцатилетнюю девушку сразу после возвращения домой пойти работать дояркой: «Люба, идем к нам на ферму! Одна женщина заболела, ее некому подменить. Не хватает рабочих рук!».
Отказаться вначале не получилось. А потом — и не захотелось. Старшие опытные доярки быстро обучили Любовь Федоровну всем премудростям нового дела. Они старались помогать девушке, давали советы. В итоге со своей работой она справлялась прекрасно: «Думала ненадолго пришла на ферму, а потом душой прикипела. Так там и осталась на всю жизнь!» — вспоминает наша героиня. Из тридцати семи лет стажа в хозяйстве Л.Ф.Свежинцева была десять лет дояркой, потом по состоянию здоровья перешла на должность помощника ветеринарного врача, а позже, отучившись на специальных курсах, стала техником-осеменатором. За годы труда у Любови Федоровны были неоднократные поощрения от руководства предприятия, грамоты, благодарности и уважение коллег.
Счастливо сложилась и личная жизнь. В восемнадцать лет девушка вышла замуж за Федора Ивановича Свежинцева, который жил на Вольности. Вскоре молодые люди приобрели на окраине хутора небольшую хату. Потом появились на свет любимые сыновья Вова и Андрюшка… Все годы они занимались личным подсобным хозяйством. Куда без него на Кубани? На хуторе и сейчас почти в каждом дворе есть и корова, и птица, а раньше так и вовсе.
— У нас свиней всегда было много, а вот коров никогда не держали, их мне хватало и на ферме, — говорит Любовь Федоровна. — Сразу после свадьбы свекровь подарила нам кур и гусят с «мамочкой». Вот с тех пор, то есть уже сорок пять лет, и трудимся на своем подворье.
Для разведения гусей в этой части Вольности имеются просто отличные условия. На окраине течет небольшая река Овечка, имеется луг с сочной травой. То есть птица и едой, и водой обеспечена полностью, ей достаточно лишь дать немного зерна один раз в день. Большую часть времени стая ходит сама по себе. Хозяевам нужно быть внимательными только с появлением молодняка, следить, чтобы ни коты, ни собаки, ни хищные птицы им не навредили. А когда гусята подрастут, то проблем уже не будет. Первые тридцать дней Л.Ф.Свежинцева ежедневно пасет малышей, присматривает. А те от «папки» и «мамки», как взрослую птицу ласково называет пенсионерка, не разбегаются. Знают, где искать защиты.
— Поздней весной птица сама садится на яйца в специально оборудованных для этого местах — уютных гнездах с соломой или сеном внутри, — объясняет Любовь Федоровна. — При этом у каждой гусыни — оно свое. Пушистые крохи появляются на свет через положенные тридцать дней. Случается это радостное событие не раньше середины-конца мая, когда на улице уже устанавливается теплая погода.
Иногда на подворье Свежинцевых потомством обзаводятся по пять гусынь сразу, а число малышей достигает пятидесяти голов и больше:
— Сейчас у нас четырнадцать взрослых птиц, — отмечают пенсионеры, — каждый гусак знает свою стаю, защищает «невест». Семьи пасутся и купаются в речке вместе, но держатся все равно обособленно. Разногласия между «мужчинами» случаются редко и только по делу. Наблюдая за жизнью пернатых, понимаешь, что гуси — птица умная, имеющая свой характер.
На ночь вся стая спешит в хозяйственный двор. При этом здесь нет ни специальных сараев, ни оборудованных особым образом мест. Большая часть территории — открытая. Лишь гнезда располагаются под небольшими навесами. Хозяйка рассказывает, что птица спокойно переносит и непогоду, и морозы, к условиям содержания неприхотлива: «У них столько пуха, столько подкожного жира, что холода им просто не страшны, могут и на снегу спать».
Большая часть произведенного мяса тратится на нужды своей семьи, излишки остаются на продажу. Тушку весом 4, а то и 5 килограммов жители берут, в основном, перед новогодними праздниками, но бывает, что заказывают и в другое время. Клиенты у пенсионеров — постоянные, сами приезжают на дом, благодарят: «Лучше и красивей ваших гусей ни у кого в районе нет! Они же словно нарисованные!». Оно и неудивительно, ведь Л.Свежинцева кормит птицу только натуральными кормами, без консервантов и химии. Стая раньше была не очень большой, поголовье увеличили, выйдя на пенсию:
— Времени больше стало, опыта набрались, — с улыбкой рассказывает хозяйка. — Да и лишняя копейка не помешает… А еще нам нравится, что гуси — неприхотливы в уходе. Хорошо едят и кукурузу, и ячмень, и пшеницу. Но после того, как начинают нестись, им в рацион необходимо добавить овес. Поверьте моему опыту, в это время их нельзя перекармливать, иначе яйца будут без зародышей. Перед новогодними праздниками мы даем больше кукурузы, тогда они вес лучше набирают, а жир становится желтого цвета. Еще один совет: эту птицу желательно пасти на воле. Закрытый двор она быстро превратит в болото, да и сама будет выглядеть не очень привлекательно.
У Любови Федоровны такой проблемы нет. Ее пернатые настоящие чистюли и красавцы, с белоснежными перьями: купаться ходят на речку, отдыхают на травке, да и во дворе грязи никогда нет. С кормами также нет трудностей: часть зерна для птицы получают на паи, остальное покупают. Кое-что выращивают на собственном огороде, благо, что участок в 25 соток позволяет.
Гусей на своем подворье в Коноково держат и старший сын Владимир с женой Татьяной. Семья младшего Андрея живет в Маламино. Дети навещают родителей, привозят к пенсионерам любимых внуков.
В завершение разговора Любовь Федоровна рассказала читателям «Рассвета» о некоторых своих кулинарных «секретах»:
— Сыновья перед тем, как приехать, всегда просят: «Мам, чебуреков хотим! Пельмешек давно не ели!». Ну как тут отказать? Начинаю готовить. С гусиной тушки я всегда сначала срезаю грудки. Из мяса делаю фарш, который потом годится и для котлет, и для пельменей, тефтелей. При этом он по вкусу не уступает свиному или говяжьему. Даже сала добавлять в него не нужно, хватит гусиного жира. Остальная часть тушки пойдет на холодец — сладкий, наваристый и вкусный. Он для всех нас давно стал самым любимым блюдом. Особого секрета в приготовлении нет. Лучше всего он получается из гусиных лапок, крыльев, шей, голов, желудков и других потрохов. Их нужно сложить в кастрюлю, залить водой и поставить на плиту. После того, как вода закипит, снять пенку, убавить огонь до минимума. Варить бульон следует три часа, добавив немного мелко резаного лука, соли и лавровый лист. Потом уберите косточки, мясо с бульоном разложите по тарелкам, дайте холодцу застыть. Поверьте, такой вкуснятины вы еще не пробовали. С гусиным холодцом не сравнится никакой другой!
Ю.АНДРЕЕВА.
Фото автора.