Сегодня жительница поселка Дивного, труженица тыла и ветеран труда София Николаевна Величко, отмечает восемьдесят пятый день рождения. С гордостью говорит она о своих годах, не стесняется возраста — за плечами нелегкий, но достойный путь, которым прошло все ее поколение.
Их даже язык не поворачивается назвать детьми вой­ны. Разве детскую ношу по молчаливому благословению Родины и родителей взвалили эти мальчики и девочки на свои плечи в одиннадцать-двенадцать лет? Они становились к заводским и фабричным станкам в городах, выходили на фермы и в поля в селах. Никто не спрашивал, сыты ли, высыпаются ли. Взрослые, давая ежедневные задания, с тоской и стыдом отводили глаза от враз вытянувшихся и повзрослевших детских лиц. А что было делать? «Все для фронта, все для Победы!». И они не роптали, старались, как могли.

— Детство мое кончилось даже не с объявления о начале войны, — вспоминает София Николаевна, — а с той минуты, в которую папа, который был механиком, сказал: «Дети, я ухожу на фронт…». Вернулся папочка домой только в 1946 году, весь покалеченный, долго лечившийся в госпиталях. Да недолго пожил…
А пока отцы воевали, жены и дети, старики, остававшиеся вместо них в тылу, работали.
— Нас, человек двенадцать подростков из Стеб­лицкого, в сорок втором определили на бригаду, что располагалась в семи километрах от хутора, — продолжает рассказ С.Н.Величко. — Там и работали, и жили, и ночевали. Сначала вручную пололи пшеницу, а в сорок третьем меня взяли прицепщиком на трактор. Тракторист у нас был без ног, на протезах, но приспособился, работал и других учил. А я сама науку тракторную освоила: приглядывалась, запоминала. Когда механик увидел, что я это все уже умею, он сказал: «Она лучше знает трактор, чем те, кого ты учил!». Так я трактористкой и стала. Просто характер у меня такой был — неугомонный. Мне и сейчас дай быков — усмирю, дай лошадей — запрягу. Вот так вот день работаем, а ночью — на хлебозаготовку…

С той поры носит в себе память о трудовом детстве София Николаевна. И домашние узнали об этом совсем недавно и неожиданно, когда их мама-бабушка неловко подвернула ногу, и пришлось обращаться к врачам. После того, как сделали снимок стопы, доктор спросил, что сильнее беспокоит пациентку: трещина в кос­ти или… болт в пятке? У родных глаза от удивления на лоб полезли, а София Николаевна даже не сразу вспомнила тот день, когда девчушкой неудачно спрыгнула с трактора. На земле были раскиданы болты и ключи, так один из них после соскока и вогнался в ее пятку. Она приложила к ране солидол, обмотала ногу тряпкой — и работать дальше. Вот этот болт «на шесть» и прижился в ее пятке. Предлагали врачи удалить его, да не дала этого сделать женщина, ссылаясь на то, что он ее не беспокоит.

Работать приходилось много и во время войны, и после ее окончания. Выйдя замуж, переехала София Николаевна в наш район, трудилась на птицефабрике штукатуром-маляром, утятницей. Несколько раз просил ее директор предприятия А.С.Маркарьян выйти на помощь молодым птичницам уже после того, как С.Н.Величко проводили на пенсию. И до сих пор, навещая ее по праздникам, вспоминает Альберт Степанович то время и говорит: «Мы с тобой, Николаевна, еще потанцуем!».
Со временем в семейном архиве собралось немало почетных грамот и благодарностей за отличную работу, а на пиджаке среди юбилейных медалей — и медаль «Ветеран труда» есть, и знак «Ударник коммунистического труда». Не каждому его давали. Но это было все уже потом. А первые награды-поощрения выглядели немного по-другому: новое шерс­тяное платье от руководства взамен износившегося старого да повышенные трудодни.

— Мне начисляли по четыре килограмма пшеницы, — вспоминает София Николаевна. — Это в то время, когда всем тракторис­там в колхозе выдавали по три килограмма, а рядовым колхозникам — по полтора на трудодень. И так я в то время мечтала подзаработать еще чуть-чуть да купить хороший большой сундук! Но это желание так мечтой и осталось. Да, детство у нашего поколения было тяжелейшим. А сейчас бы пожить подольше в радости да благополучии, но уже годы берут свое…
— Благодаря Вам и Вашему поколению, отцам и матерям, мы сегодня так хорошо и живем! — отвечают ей сын Александр и невестка Галина.
— Да, я — счастливая мать, бабушка и прабабушка, — кивает София Николаевна. — У меня два сына (второй Владимир), пять внуков и пять правнуков: есть и мальчики, и девочки. Дети меня не обижают, заботятся. Радуюсь каждому дню. И тому, что в огороде и на кухне еще могу возиться, и тому, что газету почитать на досуге удается. А самая моя любимая — ваш «Рассвет». Как только он приходит, я все сразу бросаю, чтобы новости районные узнать, о людях почитать. Как в район переехала, так и получаю «Рассвет».

…В день рождения мы желаем Софии Николаевне крепкого здоровья, мирного неба и благополучия во всем. А в ответ от нее слышим несколько слов для юношей и девушек: «Передайте молодежи небольшое напутствие от нашего поколения. Пусть работают — не ленятся, чтобы благодаря их стараниям все было и в государстве, и в семьях. Любите Россию! Родина —
одна, тем более — такая, как наша!».
С.УСОВА.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.