Как говорят святые отцы, икона —
это богословие в красках, откровение Божие, выраженное в линиях и формах,
окно из нашего дольнего (то есть земного) мира в мир горний (небесный).

На византийских и древнерусских иконах никогда не изображается сам момент Воскресения Христова. На них можно увидеть «сошествие Спасителя во ад», а точнее, то, как Иисус выводит из преисподней Адама, Еву и других героев библейской истории. Под ногами у Него — черная бездна, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.
В традиционной иконографии «сошествия во ад» Спаситель изображен спускающимся в преисподнюю и окруженным сиянием, пронизанным лучами, небесными кругами, знаменующими Его божественное достоинство и славу. Христос на этой иконе является как бы солнцем, опустившимся в ад. Все в Нем исполнено стремительного движения. Край одежды развевается и приподнят ветром, знаменуя молниеносность сошествия.
В XVII веке получает распространение усложненная иконография: под влиянием западной живописи в композицию вводится сюжет «восстания Христа из гроба». В новом мотиве Спаситель парит над гробом, держа в руке древко с флагом, на котором изображен крест. Серьезных богословских оснований для такой композиции нет.
Где же в храмах располагается икона Воскресения Христова? Зайдя в церковь и пройдя чуть вперед, ближе к алтарю, мы видим в самом центре аналой (столик или подставку с наклонным верхом), вот на нем и лежит икона Пасхи Господней (по-гречески «Анастасис»).
О.ЛОЖКИНА.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.