Долгое время работавший на поприще педагога, будущий священник Анатолий Ложкин делал записи, не думая их когда-нибудь публиковать…
Глава «Дитя
и Создатель»
Что мы знаем о детях? Прежде всего, то, что в физическом и интеллектуальном развитии они уступают взрослым. В то же время могут быть духовно совершеннее своих родителей. Их наивность почему-то принято считать глупостью. Но не о малых ли сих сказал Спаситель: «Если не обратитесь и не будете как дети, не вой­дете в Царство Божие». Обратимся к бескрайнему космосу детской души. Взглянув на жизнь бесхит­ростным взором ребенка, мы найдем мир неожиданных оценок и глубоких переживаний. Увидим сложное в простом и простое — в сложном.
Андрюша впервые приехал в деревню к дедушке. В свои три года он ни разу не был на огороде. Когда дедушка на его глазах выдернул из грядки морковку, потрясенный мальчик прошептал: «Деда, а кто ее туда закопал?».
Учитель спрашивает первоклассников: «Как одевались люди тысячу лет назад? Так же, как мы с вами?». «Нет, по-другому, по-историческому», — отвечает Сережа.
Рома, шесть лет: «А что, Адам и Ева родили обезьяну, и от нее произошли люди?». Учитель: «Я этого не говорил». Рома: «Это я так думаю. А Бога, так по-настоящему вовсе нет».
Вопросы о происхождении человека вызывают в детском коллективе очень бурные и продолжительные дебаты. Теорию Дарвина ребятишки толкуют ничуть не менее оригинально, чем профессора академии коммунистических наук.
Пятилетняя Ксеня, наблюдая в окно за дворовыми собаками, размышляет вслух: «Из чего, интересно, собак делают? Мы-то все из обезьян растем. Ловят в лесу обезьянку, хвост ей отрежут, остригут. Мама, а когда меня из роддома забирали, я царапалась или кусалась?».
Илюша, из группы подготовишек: «Мама говорит, что все люди произошли от обезьяны». Люся: «Нет! Если люди — то только люди, если обезьяны — то обезьяны. Они все, по своей количестве, живут».
Еще один юный дарвинист, пятилетний Павлик, рассказывает: «Сначала все люди были обезьянами. Потом они попросили, и Бог создал им руки, как у людей. И они опять были обезьянами. И тогда они попросили, и Бог создал им ноги, как у людей. И они опять были обезьянами. И тогда они попросили, и Бог создал им головы, как у людей. Вот откуда получился человек сообразительный».
Вспомнился и еще один случай.
Учительница, рассказывая на уроке домоведения о приготовлении сдобного теста для куличей: «…и нужно поставить тесто в теплое место». Третьеклассник Стас озадачен: «У нас все теплые места заняты — там или кошка, или шесть ее котят». Стасик живет с родителями в однокомнатной квартире… «Блажен, иже и скоты милует», — говорит нам писание. Глубочайший смысл заложен в этих словах. То есть в заботе о братьях наших меньших, прежде всего, есть стремление к благу самого же человека.
Выдержки из готовящейся книги протоиерея Анатолия ЛОЖКИНА «Записки законоучителя».

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.