Долгое время работавший на поприще педагога, будущий священник Анатолий Ложкин делал записи, не думая их когда-нибудь публиковать…
Глава «Дитя
и Создатель»
Что мы знаем о детях? Прежде всего, то, что в физическом и интеллектуальном развитии они уступают взрослым. В то же время могут быть духовно совершеннее своих родителей. Их наивность почему-то принято считать глупостью. Но не о малых ли сих сказал Спаситель: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Божие». Обратимся к бескрайнему космосу детской души. Взглянув на жизнь бесхитростным взором ребенка, мы найдем мир неожиданных оценок и глубоких переживаний. Увидим сложное в простом и простое — в сложном.
Андрюша впервые приехал в деревню к дедушке. В свои три года он ни разу не был на огороде. Когда дедушка на его глазах выдернул из грядки морковку, потрясенный мальчик прошептал: «Деда, а кто ее туда закопал?».
Учитель спрашивает первоклассников: «Как одевались люди тысячу лет назад? Так же, как мы с вами?». «Нет, по-другому, по-историческому», — отвечает Сережа.
Рома, шесть лет: «А что, Адам и Ева родили обезьяну, и от нее произошли люди?». Учитель: «Я этого не говорил». Рома: «Это я так думаю. А Бога, так по-настоящему вовсе нет».
Вопросы о происхождении человека вызывают в детском коллективе очень бурные и продолжительные дебаты. Теорию Дарвина ребятишки толкуют ничуть не менее оригинально, чем профессора академии коммунистических наук.
Пятилетняя Ксеня, наблюдая в окно за дворовыми собаками, размышляет вслух: «Из чего, интересно, собак делают? Мы-то все из обезьян растем. Ловят в лесу обезьянку, хвост ей отрежут, остригут. Мама, а когда меня из роддома забирали, я царапалась или кусалась?».
Илюша, из группы подготовишек: «Мама говорит, что все люди произошли от обезьяны». Люся: «Нет! Если люди — то только люди, если обезьяны — то обезьяны. Они все, по своей количестве, живут».
Еще один юный дарвинист, пятилетний Павлик, рассказывает: «Сначала все люди были обезьянами. Потом они попросили, и Бог создал им руки, как у людей. И они опять были обезьянами. И тогда они попросили, и Бог создал им ноги, как у людей. И они опять были обезьянами. И тогда они попросили, и Бог создал им головы, как у людей. Вот откуда получился человек сообразительный».
Вспомнился и еще один случай.
Учительница, рассказывая на уроке домоведения о приготовлении сдобного теста для куличей: «…и нужно поставить тесто в теплое место». Третьеклассник Стас озадачен: «У нас все теплые места заняты — там или кошка, или шесть ее котят». Стасик живет с родителями в однокомнатной квартире… «Блажен, иже и скоты милует», — говорит нам писание. Глубочайший смысл заложен в этих словах. То есть в заботе о братьях наших меньших, прежде всего, есть стремление к благу самого же человека.
Выдержки из готовящейся книги протоиерея Анатолия ЛОЖКИНА «Записки законоучителя».