Сын Раисы Ивановны Фроловой, Александр Евгеньевич, пришел в редакцию задолго до ее дня рождения. «Двадцать третьего ноября нашей маме исполняется 90 лет, — так начал он разговор. — Подскажите, что нужно для того, чтобы о ней тоже написали в «Рассвете», как и о других долгожителях?». «Ничего, — ответили мы, — только личная встреча в канун круглой даты».
…И вот — ноябрь. Легкий снег прикрыл траву и опавшие листья. И на нем отчетливо видна протоптанная сыном тропинка к двери материнского дома. Заходим на заветный порог и мы.
Раиса Ивановна скупа на рассказ: и годы берут уже свое, да и природная скромность, видимо, сказывается.
— Я родилась в Успенском, — говорит она, — в семье крестьянской. У родителей — Марии Никифоровны и Ивана Афанасьевича Теленных — было только двое детей: я да моя сестра Нина. Жили, как все в те годы, в школу ходили, по дому помогали. До тех пор, пока не пришла война. Потом, правда, тоже жили как все: отцы и старшие братья — на фронте, а старики, женщины и дети-подростки — в поле и на фермах.
Вы рассказываете много о том, что довелось людям испытать за военные годы. Мы тоже сиднем не сидели. Во время войны в колхозе работали, косили пшеницу и ячмень на косилке, возили на быках на Коноковский элеватор. Работали и после войны…
Только с наступлением мирных дней появилась у девушки возможность выбора специальности. В ее трудовой книжке, датированной 30 октября 1946 года, в графе «Профессия» вписано: «Сортировщица». И это, можно сказать, была стартовая специальность.
— У мамы нашей вся жизнь так или иначе связана была с газетами и журналами, — добавляет Александр Евгеньевич. — После нескольких лет работы в райконторе связи (так тогда почту называли) переведена она на должность контролера, а затем с августа 1960-го назначена инструктором «Союзпечати».
— Только для того, чтобы в «Союзпечать» перейти, училась в Ставрополе, — кивает головой Раиса Ивановна. — Потом, как наш Успенский район подчинили Новокубанскому, перевели меня организатором подписки Успенского отделения связи в Новокубанскую КС.
И так, сменяя должности, отработала она в «Союзпечати» до сентября 1983 года. А затем уже новое трудовое место —
оператор главной кассы Успенского районного узла связи. Шесть лет отдано Раисой Ивановной этому производству. Отсюда, с РУСа, и на заслуженный отдых ее проводили. И нигде она не позволяла себе расслабиться. «Я работать по-другому и не умела, — рассказывает Раиса Ивановна. — Если не успевала с подпиской, брала работу на дом. Вот тут абонементы и карточки раскладывала, ребята мои мне помогали все оформлять. А как же иначе? Разве можно людей было подводить?».
— Мама, в общей сложности, в одной сфере деятельности отработала, —
улыбается А.Е.Фролов. — Обратите внимание, что в ее трудовой книжке — минимум записей о работе, и очень много — о поощрениях и награждениях. У нее —
несколько юбилейных медалей в честь Дня Победы, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Она — ветеран труда и ударник коммунистического труда (было в Советском Союзе и такое высокое звание). А вот это уже награды ее папы: медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Кавказа». А вот это фото, на котором вся его семья, дедушка наш всю войну с собой как талисман проносил. Видите, потертое все, с заломанными краями, лица на нем уже плохо просматриваются…
Хранят эту семейную реликвию вместе с другими снимками разных лет в семейном альбоме Фроловы. Вот фотография, которую визуально можно отнести к началу прошлого века: временную ее принадлежность выдает военная форма, в которую одеты мужчины. Так и кажется, что где-то за их спинами можно будет разглядеть надпись «За веру, царя и Отечество!». Но — нет, это только наше буйное воображение.
А вот снимок, который сделан уже ближе к нашим дням: Александр — в военной форме. Здесь же и на следующих страницах —
фотографии других родных людей.
— Мне особенно дорога вот эта, — показывает Александр Евгеньевич нам фотографию Раисы Ивановны с детьми. Ясные улыбающиеся лица. Яркая даже на черно-белом фоне зелень травы. И непередаваемые оптимизм и уверенность в завтрашнем дне: все страшное осталось там, за плечами. Впереди —
счастливая Вечность, в которой будут и внуки (их —
пятеро!), и правнуки (а их — семеро!).
— Я всем людям на земле желаю только здоровья, мира, добра и любви! — говорит в заключение нашего разговора Р.И.Фролова. —
Это самое главное в жизни, поверьте.
— А мы маме говорим большое спасибо за то, что вырастила нас, на ноги поставила, — подводит черту беседе и Александр Евгеньевич. — Говорят, мы все повторяем своих родителей. Может быть. Во всяком случае, что касается отношения к делу, я — такой же, как и она.
С.ПАВЛОВА.
Фото Е.Мерзлякова.