Как известно, настоящая женщина из ничего может сделать три вещи:
салат, шляпку и скандал.
Так и настоящий журналист из, казалось бы, рядового эпизода, мимо которого равнодушно пройдет тысяча людей,
может сделать новостной сюжет,
репортаж и даже журналистское расследование.Как известно, настоящая женщина из ничего может сделать три вещи:
салат, шляпку и скандал.
Так и настоящий журналист из, казалось бы, рядового эпизода, мимо которого равнодушно пройдет тысяча людей,
может сделать новостной сюжет,
репортаж и даже журналистское расследование.
Сегодня, накануне профессионального праздника, Дня российской печати, мы попытаемся ответить на несколько наболевших вопросов о будущем самой печатной прессы и о том, как в отрасли решается проблема с молодыми кадрами, так как мнения сегодня можно слышать разные. Некоторые «креативные» модные блогеры и даже писатели уже «обрекли» печатную прессу на вымирание в эпоху тотального интернета и засилья электронных изданий, вот только в сроках они пока еще не сошлись.
Почему это нас беспокоит? В редакции «Рассвета», как и во многих других «районках» края, сегодня работают не просто профессионалы, а настоящие энтузиасты своего дела, для которых работа в газете стала смыслом и главным делом всей жизни. И как людей с активной гражданской позицией их волнует вопрос о том, кто придет
к ним на смену. Будет ли он так же ответственно относиться
к своей миссии, дорожить своими читателями, ради которых каждый день нынешние корреспонденты снова и снова восходят на «костер творческого вдохновения», чтобы поведать своим землякам о тех или иных событиях, интересных людях, планах и перспективах развития территорий сельских поселений?
Специалисты обеспокоены тем, что журналистское образование в последние годы обесценивается и размывается до уровня «обезжиренного молока».
Без сомнения, правы и те эксперты, которые говорят о том, что сегодня утеряна, а, может, и разрушена цепочка, существовавшая в недавнем прошлом между печатными изданиями и высшими образовательными учреждениями. Мало того, во многих вузах канули в лету и пресловутые сочинения, творческие конкурсы, которые были обязательны для абитуриентов, будущих журналистов в советские годы. Вот и приходят на факультеты журналистики учиться студенты, не имеющие представления о том, кто такой или такая «Муму» (одноименная повесть И.С.Тургенева), и никогда не слышавшие об описании знаменитого дуба в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Стоит отметить, что при этом некоторые признанные эксперты считают, что журналистике вообще научить нельзя, тем более на произведениях русских и зарубежных классиков. На этом фоне все громче звучат голоса тех теоретиков, ученых и практиков, которые говорят о том, что нынешний молодой специалист, чтобы стать профессионалом, конкурентоспособным на рынке труда, причем в различных областях и сферах, должен быть разносторонне образован и даже начитан, а не просто «натаскан» на выполнение определенных заданий по ЕГЭ. Понятно, что в первую очередь это относится к тем, кто решил связать свою судьбу с творчеством и печатным словом.
Своим мнением по поводу будущего печатной прессы, перспектив и личных качеств ее молодой смены мы попросили поделиться признанных мэтров кубанской журналистики, главных редакторов известных в нашем крае городских и районных газет.
Сергей Дмитриевич Корнев, главный редактор газеты «Армавирский собеседник»:
— К сожалению, молодежь сегодня все больше «визуалы», воспитанные на различных играх и картинках соцсетей. У них, как правило, нет необходимой базы. А ее формирование нужно начинать с детских сказок, продолжать чтением русской и мировой классики, тех же периодических изданий. Это должно быть частью общей культуры и необходимой составляющей будущей журналистской профессии. Поэтому когда к нам на практику приходят молодые журналисты, то первое, чему мы их стараемся научить, это развитие их кругозора. Именно с такой базы начинается работа со словом, в данном случае — печатным, поскольку мы говорим о газетах. Большинство модных нынче блогов — это насмешка над языком, когда остается только плакать горькими слезами. В конце концов, так можно прийти только к скудоумию, ведь если нет простора в языковом развитии, потом и мысли скукожатся, и будет совсем не до смеха.
Что касается печатной прессы, то, несмотря на бурное развитие информационных технологий, она сегодня существует и в Европе, и в Америке.
Следует учитывать, что все развитие общества идет по системе «двух коридоров». Кто-то будет получать элитное образование и воспитание, при этом читать, совершенствоваться, а кому-то уготована плебейская участь «подносчика патронов». Сегодня приходится говорить и о том, что идет соревнование родительских кошельков. Появилось много факультетов журналистики, которые готовят, скорее, ремесленников. Но это не только в журналистике, у нас есть и скороспелые учителя, и другие специалисты, прошедшие систему «отложенного образования». Они не покупают дипломы в метро, а просто не занимаются, как следует, не ходят на занятия. Знаний нет, а диплом есть. Всё зависит от человека, можно и с дипломом МГУ ничего не знать, а можно и после провинциального курса стать хорошим творческим работником. Без сомнения, у журналиста должны быть природные данные, но даже в масштабах одной редакции все не могут быть звездами, они просто не уживутся в одном коллективе, поэтому должны быть и мастера, и подмастерья.
— Наша профессиональная миссия, — говорит Дмитрий Соколов-Митрич, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», —
без конца рассказывать людям друг о друге, не давать им погрузиться в мифологию ненависти. Любая вспышка ненависти, как правило, происходит на почве недостатка информации, а всеобщее озлобление — это, прежде всего, результат деградации общественных коммуникаций. Соколов-Митрич считает, что настоящие журналисты сродни дипломатам и именно в их руках находится ежедневная борьба за общественное согласие.
В первую очередь это относится к журналистам печатных изданий. Ведь согласно опросам, именно «бумажное» издание вызывает у читателей больше доверия и воспринимается более солидно, так как давно известно — «что написано пером, то не вырубишь топором», а новостная лента онлайн-изданий может меняться каждые полчаса, забрасывая аудиторию самыми фантастическими фейками или откровенно шокируя читателей. Отсюда и градус ответственности разный за каждое написанное и сказанное слово, и степень достоверности, соответственно, тоже. Не зря говорят, что интернет-пространство растет как бурьян, и «сорняков» там гораздо больше, чем «культурных растений».
Поэтому, несмотря ни на что, привычно шуршащие газеты, пахнущие типографской краской, остаются для многих наших земляков приоритетным источником информации. Люди пытаются понять, что происходит, и очень часто со своими вопросами обращаются именно в газету. Помочь им сориентироваться в происходящих процессах — одна из ключевых задач журналиста.
Людмила Анатольевна Рокотянская, главный редактор газеты «Сельская жизнь» Отрадненского района:
— Если школьник хорошо пишет сочинения, то это еще не значит, что из него получится хороший журналист. Для журналиста важна в первую очередь активная жизненная позиция. Пусть сначала в масштабе школы, в масштабе ученического сообщества. Среди наших юнкоров есть и такие, которые уже в своих станицах и поселениях сумели себя проявить. Конкретный пример: наши юные корреспонденты, озаботившись проблемой благоустройства придомовых территорий, где годами складировался песок, гравий и т.д., сами провели работу с жильцами, написали об этом в школьной газете, а потом и нашей, районной, и результат не заставил себя ждать. Вот это пример активной гражданской позиции, когда ребята могут не только красивые тексты писать, а участвуют в освещении событий, и даже самостоятельно организуют информационный повод. Есть у меня и другой пример. Один из земляков как-то упрекнул меня в том, что недалеко от редакции есть магазин, в котором уже около трех лет торгует выпускница журфака, а я, как редактор, даже не поинтересовалась ни разу ее судьбой и не постаралась привлечь к работе. Моя позиция была однозначной: раз за все эти годы она сама ни разу не пришла в редакцию, не принесла ни единого материала, значит, ей это и не нужно. Ну нет у человека стремления к самовыражению в творчестве! Как говорится: «Если можешь не писать, — не пиши!». Пусть торгует, раз у нее хорошо это получается. А у редакции нашей газеты сегодня нет проблем с кадрами.
Николай Иванович Гордеев, редактор газеты «Свет маяков» Новокубанского райо-
на:
— У нас проблема в том, что молодежь, которую мы всячески выращиваем со школьной скамьи, поддерживаем, учим, даем «путевку в жизнь» на факультеты журналистики, к нам редакцию не возвращается. Не престижно это, да и «пахать» в районке далеко не каждый способен, здесь все на виду, и каждый день ты должен себе и другим доказывать, что чего-то стоишь и несешь ответственность за каждое слово. Некоторые выпускники журфаков предпочитают на рынках торговать, но лишь бы в большом городе.
Поэтому мы кадры выращиваем сами, у нас есть успешные примеры, когда молодежь приходит со школьной скамьи и параллельно с работой получает заочное образование. На вопрос о том, «умрет ли печатная пресса», хочу ответить словами известного медиаэксперта, секретаря Союза журналистов России, главного редактора журнала «Журналистика и медиарынок», заслуженного журналиста Кубани Владимира Касютина, который на одном из семинаров для главных редакторов и журналистов сказал: «Пресса будет жить!».
На этой оптимистичной ноте мы и поставим точку. Если у вас, дорогие читатели, есть свое мнение по этому поводу, будем рады его услышать!
Вместо послесловия. Недавние исследования ученых показали, что важным критерием оценки подготовленности ребенка к успешной учебе в школе является количество книг в домашней библиотеке. Чем семейное книжное собрание больше, тем лучше учатся наследники фамилий.
Е.УСПЕНСКАЯ.