Как известно, настоящая женщина из ничего может сделать три вещи:
салат, шляпку и скандал.
Так и настоящий журналист из, казалось бы, рядового эпизода, мимо которого равнодушно пройдет тысяча людей,
может сделать новостной сюжет,
репортаж и даже журналистское расследование.Как известно, настоящая женщина из ничего может сделать три вещи:
салат, шляпку и скандал.
Так и настоящий журналист из, казалось бы, рядового эпизода, мимо которого равнодушно пройдет тысяча людей,
может сделать новостной сюжет,
репортаж и даже журналистское расследование.

Сегодня, накануне профес­сионального праздника, Дня российской печати, мы попы­таем­ся ответить на несколько наболевших вопросов о будущем самой печатной прессы и о том, как в отрасли решается проб­лема с молодыми кадрами, так как мнения сегодня можно слышать разные. Некоторые «креативные» модные блогеры и даже писатели уже «обрекли» печатную прессу на вымирание в эпоху тотального интернета и засилья электронных изданий, вот только в сроках они пока еще не сошлись.
Почему это нас беспокоит? В редакции «Рассвета», как и во многих других «районках» края, сегодня работают не просто профессионалы, а настоящие энтузиасты своего дела, для которых работа в газете стала смыслом и главным делом всей жизни. И как людей с активной гражданской позицией их волнует вопрос о том, кто придет
к ним на смену. Будет ли он так же ответственно относиться
к своей миссии, дорожить свои­ми читателями, ради которых каждый день нынешние коррес­понденты снова и снова восходят на «костер творческого вдохновения», чтобы поведать своим землякам о тех или иных событиях, интересных людях, планах и перспективах развития территорий сельских поселений?
Специалисты обеспокоены тем, что журналистское образование в последние годы обес­ценивается и размывается до уровня «обезжиренного молока».
Без сомнения, правы и те эксперты, которые говорят о том, что сегодня утеряна, а, может, и разрушена цепочка, существовавшая в недавнем прошлом между печатными изданиями и высшими образовательными учреждениями. Мало того, во многих вузах канули в лету и пресловутые сочинения, творческие конкурсы, которые были обязательны для абитуриен­тов, будущих журналистов в советские годы. Вот и приходят на факультеты журналистики учиться студенты, не имеющие представления о том, кто такой или такая «Муму» (одноименная повесть И.С.Тургенева), и никогда не слышавшие об описании знаменитого дуба в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Стоит отметить, что при этом некоторые признанные эксперты считают, что журналистике вообще научить нельзя, тем более на произведениях русских и зарубежных классиков. На этом фоне все громче звучат голоса тех теоретиков, ученых и практиков, которые говорят о том, что нынешний молодой специалист, чтобы стать профессионалом, конкурентоспособным на рынке труда, причем в различных областях и сферах, должен быть разносторонне образован и даже начитан, а не просто «натаскан» на выполнение определенных заданий по ЕГЭ. Понятно, что в первую очередь это относится к тем, кто решил связать свою судьбу с творчеством и печатным словом.
Своим мнением по поводу будущего печатной прессы, перспектив и личных качеств ее молодой смены мы попросили поделиться признанных мэтров кубанской журналистики, главных редакторов известных в нашем крае городских и районных газет.

Сергей Дмитриевич Корнев, главный редактор газеты «Армавирский собеседник»:

— К сожалению, молодежь сегодня все больше «визуалы», воспитанные на различных играх и картинках соцсетей. У них, как правило, нет необходимой базы. А ее формирование нужно начинать с детских сказок, продолжать чтением русской и мировой классики, тех же периодических изданий. Это должно быть частью общей культуры и необходимой составляющей будущей журналистской профессии. Поэтому когда к нам на практику приходят молодые журналисты, то первое, чему мы их стараемся научить, это развитие их кругозора. Именно с такой базы начинается работа со словом, в данном случае — печатным, поскольку мы говорим о газетах. Большинство модных нынче блогов — это насмешка над языком, когда остается только плакать горькими слезами. В конце концов, так можно прий­ти только к скудоумию, ведь если нет простора в языковом развитии, потом и мысли скукожатся, и будет совсем не до смеха.
Что касается печатной прессы, то, несмотря на бурное развитие информационных технологий, она сегодня существует и в Европе, и в Америке.
Следует учитывать, что все развитие общества идет по сис­теме «двух коридоров». Кто-то будет получать элитное образование и воспитание, при этом читать, совершенствоваться, а кому-то уготована плебейская участь «подносчика патронов». Сегодня приходится говорить и о том, что идет соревнование родительских кошельков. Появилось много факультетов журналистики, которые готовят, скорее, ремесленников. Но это не только в журналистике, у нас есть и скороспелые учителя, и другие специалисты, прошедшие систему «отложенного образования». Они не покупают дипломы в метро, а просто не занимаются, как следует, не ходят на занятия. Знаний нет, а диплом есть. Всё зависит от человека, можно и с дипломом МГУ ничего не знать, а можно и после провинциального курса стать хорошим творческим работником. Без сомнения, у журналиста должны быть природные данные, но даже в масштабах одной редакции все не могут быть звездами, они прос­то не уживутся в одном коллективе, поэтому должны быть и мастера, и подмастерья.
— Наша профессиональная миссия, — говорит Дмитрий Соколов-Митрич, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», —
без конца рассказывать людям друг о друге, не давать им погрузиться в мифологию ненависти. Любая вспышка ненависти, как правило, происходит на почве недостатка информации, а всеобщее озлобление — это, прежде всего, результат деградации общественных коммуникаций. Соколов-Митрич считает, что настоящие журналисты сродни дипломатам и именно в их руках находится ежедневная борьба за общественное согласие.
В первую очередь это относится к журналистам печатных изданий. Ведь согласно опросам, именно «бумажное» издание вызывает у читателей больше доверия и воспринимается более солидно, так как давно известно — «что написано пером, то не вырубишь топором», а новостная лента онлайн-изданий может меняться каждые полчаса, забрасывая аудиторию самыми фантастическими фейками или откровенно шокируя читателей. Отсюда и градус ответственности разный за каждое написанное и сказанное слово, и степень достоверности, соответственно, тоже. Не зря говорят, что интернет-пространство растет как бурьян, и «сорняков» там гораздо больше, чем «культурных растений».
Поэтому, несмотря ни на что, привычно шуршащие газеты, пахнущие типографской крас­кой, остаются для многих наших земляков приоритетным источником информации. Люди пытаются понять, что происходит, и очень часто со своими вопросами обращаются именно в газету. Помочь им сориентироваться в происходящих процессах — одна из ключевых задач журналиста.

Людмила Анатольевна Рокотянская, главный редактор газеты «Сельская жизнь» Отрадненского района:

— Если школьник хорошо пишет сочинения, то это еще не значит, что из него получится хороший журналист. Для журналиста важна в первую очередь активная жизненная позиция. Пусть сначала в масштабе школы, в масштабе ученического сообщества. Среди наших юнкоров есть и такие, которые уже в своих станицах и поселениях сумели себя проявить. Конкретный пример: наши юные корреспонденты, озаботившись проблемой благоустройства придомовых территорий, где годами складировался песок, гравий и т.д., сами провели работу с жильцами, написали об этом в школьной газете, а потом и нашей, районной, и результат не заставил себя ждать. Вот это пример активной гражданской позиции, когда ребята могут не только красивые тексты писать, а участвуют в освещении событий, и даже самостоятельно организуют информационный повод. Есть у меня и другой пример. Один из земляков как-то упрекнул меня в том, что недалеко от редакции есть магазин, в котором уже около трех лет торгует выпускница журфака, а я, как редактор, даже не поинтересовалась ни разу ее судьбой и не постаралась привлечь к работе. Моя позиция была однозначной: раз за все эти годы она сама ни разу не пришла в редакцию, не принесла ни единого материала, значит, ей это и не нужно. Ну нет у человека стремления к самовыражению в творчестве! Как говорится: «Если можешь не писать, — не пиши!». Пусть торгует, раз у нее хорошо это получается. А у редакции нашей газеты сегодня нет проблем с кадрами.

Николай Иванович Гордеев, редактор газеты «Свет мая­ков» Новокубанского райо-
на:

— У нас проблема в том, что молодежь, которую мы всячес­ки выращиваем со школьной скамьи, поддерживаем, учим, даем «путевку в жизнь» на факультеты журналистики, к нам редакцию не возвращается. Не престижно это, да и «пахать» в районке далеко не каждый способен, здесь все на виду, и каждый день ты должен себе и другим доказывать, что чего-то стоишь и несешь ответственность за каждое слово. Некоторые выпускники журфаков предпочитают на рынках торговать, но лишь бы в большом городе.
Поэтому мы кадры выращиваем сами, у нас есть успешные примеры, когда молодежь приходит со школьной скамьи и параллельно с работой получает заочное образование. На воп­рос о том, «умрет ли печатная пресса», хочу ответить словами известного медиаэксперта, секретаря Союза журналистов России, главного редактора журнала «Журналистика и медиарынок», заслуженного журналиста Кубани Владимира Касютина, который на одном из семинаров для главных редакторов и журналистов сказал: «Пресса будет жить!».
На этой оптимистичной ноте мы и поставим точку. Если у вас, дорогие читатели, есть свое мнение по этому поводу, будем рады его услышать!
Вместо послесловия. Недавние исследования ученых показали, что важным критерием оценки подготовленности ребенка к успешной учебе в школе является количество книг в домашней библиотеке. Чем семейное книжное собрание больше, тем лучше учатся наследники фамилий.
Е.УСПЕНСКАЯ.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.