Сурово, с неизбежностью, но красиво январь в этом году встречал младшего брата на успенской земле: морозом до -26 градусов, хрустящим снегом высотой до 20 сантиметров, изумрудным, искрящимся, звенящим инеем. Заранее завалил дороги, сковал оковами до середины русла Кубани и Урупа. По воде пошла шуга — рыхлый губчатый лед.
В характере февраля — двойственность: он и «лютень», но и «сечень» (отсекает зиму от весны). Снежинками славен: если мороз 2 градуса, они имеют форму шестигранных пластинок, если 5 — то похожи на столбики, призмы, колонки, при минус 16 — на дендриты (причем, если облака теп­лые, превращаются в звездочки несравненной красоты). Недолог их век…
Вода же всегда вызывала удивление своими свойствами. В России водно-болотные угодья занимают 15 процентов всей территории. И зима демонстрирует с водой свои чудесные опыты. Лёд делит жизнь на над- и подводную. А рыхлый пушистый снег в оттепель покрывается корочкой: февраль-то у нас еще и «настовик». В это время сосны и ели сбрасывают и раскрывают шишки, а из них семена разлетаются с помощью наста подальше от «родителей».
Легко рисуется жизнь по свежей пороше. Вот мышка-полёвка выб­ралась из норки. Три пальца вперед, один — назад: верно, грач иль ворона. В неглубоком снегу следы вместе — скачет, прыгает птица, если поглубже, врозь — шагает. Далее видим отпечатки маховых перьев — испугалась кого-то, взлетела. Причина выясняется быстро: с лежки зайца потревожила, тот с места дал «стрекача», оставляя следы-«четверки»… У зайцев сейчас свадьбы. Да и у лис, волков — тоже.
Среди пернатых самая ранняя у нас неясыть обыкновенная — большая «ушастая» сова. В конце февраля она откладывает в дупле, прямо на кусочки коры и древесины, четыре белоснежных яйца. Так что в конце марта появятся первые чертовски красивые птенцы с чисто белым оперением и краснющими большущими глазами.
Февраль — «бокогрей». Морозы-трескуны (когда от холода трещат деревья) остались в прошлом. Все длиннее сосульки: вызванивают новости. Льются ручьями события, крепчают надежды и виды на весну. Но сколько «ошибок» совершено в коварные «февральские окна»! Примеры? Пожалуйста!
12 февраля 1985 года в нашем районе жители заметили, что проснулись жабы, путешествуют между луж. 24 февраля 1986-го летали пчелы, мошкара, бабочка лимонница. Тогда же радовали глаз первые цветущие пролески, одуванчики. 23 февраля 1987-го уже грелись на солнце зеленые мухи, в домах появились муравьи. 8 февраля 1989-го температура поднялась до +20 градусов, выползли из земли дождевые черви. Немногим холоднее — плюс 17 градусов — было 17 февраля 1995 года, в этот день многие заметили даже клопов-солдатиков. 10 февраля 2011 года — грачи по-весеннему «кашляют», «кряхтят», голуби воркуют.
Продолжать? Попробуйте вспомнить сами. Наверняка и в этом году наблюдали кое-какие сюрпризы и аномалии.
Но февраль-«братец» один бок греет, другой холодит. И нет съедобных зеленых листьев, нектара и пыльцы. Придется снова прятаться. Успеть бы!
Осторожно пробивается растение к солнцу: вот луковица «проклюнулась», вот проснулись почки на корневище, кто-то «пыжится» из семени вырваться.
В Гулькевичском районе есть знаменитый поселок Ботаника. Здесь в 1976 году по инициативе знаменитого ученого Н.И.Вавилова был создан генетический банк культурных растений мира. В его подземных хранилищах при определенной температуре и влажности собраны семена около 400 тысяч сортов растений! Каждый год, по графику, проверяется их всхожесть: живые ли они? У щавеля и лука короткий «срок годности» — всего 2-3 года, у моркови и укропа — 3-4, у капусты, репы и редиса — 4-6, у дыни, тыквы, кабачков — 6-8 лет. Свекла не теряет всхожесть от 10 до 20 лет. Рекорд у фасоли: прорастает и через 700 лет! Но это нежные, культурные, холеные семена. В естественной же среде доживать до «стартовых условий» приходится в борьбе: ими питаются и жучки, и червячки, летом и зимой — птицы. Но вот закон: такие растения становятся более устойчивыми. Теперь понятно, почему неистребимы вьюнок, амброзия, пырей?
Ждет-не дождется начала весенне-полевых работ техника в хозяйствах. Озимые, согретые теплом «одеял», вошли в фазу кущения. Остальные в ожидании сигнала: в теп­ле и влаге самые «нетерпеливые» прорастут уже на 2-3 день.
Конфликт холодного и теплого воздуха породил знакомое нам явление — «вет­родуй», особенно проявивший себя в условиях родного нам «армавирского коридора». В конце 60-х годов прошлого века в конце февраля-начале марта движение воздуха порождало «пыльные бури», даже ураганы (когда фиксировалась скорость воздушных масс до 35 метров в секунду или 125 километров в час). Успенские села и аулы сполна испытали их на себе.
Ветер «выгребал» не только снег, но и дёрн, плодородный слой пахотной почвы. В 1969 году были полностью уничтожены все посевы зерновых. На хуторе Первомайском в одну из ураганных февральских ночей знакомая мне семья спаслась от заноса, только прорубив топором саманную стену хаты. Утром же на месте дома была видна только труба. Мы с друзьями с радостью катались с этой горки… А в марте пшеница густо, «щетиной», вытянулась в огородах хуторян. Снежные наносы в лесополосах доходили до четырех метров, в них мальчишки вырывали тоннели-лабиринты и устраивали весёлые игры-забавы.
В 1981 году в феврале ураган снес немало крыш, повалил заборы. Пыль была, но возрожденные лесопосадки задерживали ветер, прогоняли его повыше — и он не затрагивал посевы. Вот вам решение экологичес­кой проблемы. Но что ждать от ветра 2017 года?
Таков он — ласковый и коварный последний месяц зимы. Перепархивают прибывающие стаи пернатых. Больше появилось в районе хищных птиц: прилетели коршуны, канюки, луни. Посветлевший лес «запылил» орешником и ольхой. Скоро командовать парадом будет март. Но не сдается зима. Седой февраль вступает в бой с приветной ароматною весной.
А.АНТЮШИН,
житель села Марьино.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.