В Древнем Риме сентябрь был седьмым месяцем («сентиус» — семь): год тогда начинался с марта.  А на Руси много лет он был первым.  Лишь к 1700-му по указу Петра I Новый год стал приходить 1 января.  Тогда и стал сентябрь девятым, но название свое сохранил.

Как бы там ни было, но к сроку раскрыли синефиолетовые глазки-цветочки сентябринки, встречая прохожих очаровательными «кудряшками». Утро же — со светлыми росами, воздух чист: прибита влагой пыль, пыльца растений в сотни раз меньше. Хрус­тальная прозрачность.
Считается, что этот месяц — самый «сухой» в году. И он подтвердил это: пара-тройка дождей выпала в первых числах — и всё! Зато перепад температур достигал 25 градусов: от +13 градусов ночью, до +38-ми днем! К тому же, солнце попозже «выезжает» в гору, а ночь раньше «подходит», — это стимулировало новое цветение растений короткого дня: поддались на весеннее настроение одуванчики, клевер, пупавка красильная, донник лекарственный, живокость, воробейник, спорыш, даже дурман и горец… Их немного, надо поискать. Зато клумбы — в цвету: астры, бархатцы, циннии, агератум, львиный зев… И розы! Осколки увядшего лета!
А «солнечный корень» воспрял. Это — топинамбур, или земляная груша. Зацветая 1 сентября желтыми соцветиями-солнышками, дополняет он торжественную атмосферу со школьными заливистыми звонками. Поистине сентябрь — месяц перемен. Предки наши питались топинамбуром неограниченно: подземные корнеплоды прекрасны в различных блюдах. А с его многообразным и всесторонним действием на организм сравнится редко какое лекарственное растение. На родине (Северная Америка, провинция Топинамбур) эта груша «чудо Земли»: в его подземных картошках не накапливаются нитраты, он не требует ухода и борьбы с сорняками, растёт в любом месте — тенистом или солнечном.
Сейчас — яблочное время. Собирают жители ароматные плоды поздних сортов. На успенской земле каждое второе плодовое дерево — яблоня. Ее сок — второй напиток пос­ле материнского молока. Воспета яблоня в сказках, легендах, вспомним молодильные яблочки, яблоки «искушения» и «раздора», сады богини Геры и Семирамиды! В Германии в честь рождения мальчика сажали яблоньку (если родилась девочка — грушу). Пусть и в России процветают эти сады!
Сокодвижение у деревьев замедляется, осенних садовых работ прибавляется: пересадка, перекопка, обрезка… К нашему возмущению обильно зацвел хмель. Созревшие сухие семена вплоть до 60-70-х годов прошлого века использовались для сбраживания «взрослых» напитков. Считали: если они есть, полны закрома, живность подросла, то, значит, пришла пора играть свадьбы!
В Марьино по улице Центральной в 80-е, 90-е, 2000-е годы в середине сентября зацветал каштан. Это явление называется «вторичным» цветением. В 1984-м в это время цвели еще шиповник и вишня, в 1986-м — груша. В 2017-м, только в августе, выбросили белые соцветия несколько растений белой акации. Ученые объясняют это странное событие сбоем нормального цикла развития, вызванного аномалиями природы: засухой, поздними весенними заморозками, даже составом грунта, особеннос­тями физиологии самого дерева или кустарника. Но в средние века этого не знали, и несвоевременное цветение порождало суеверный страх. «Чудо» считалось посланием свыше.
В Париже в ночь с 23 на 24 августа 1572 года на праздник Святого Варфоломея произошло массовое уничтожение протестантов-гугенотов католиками. Погибли тысячи людей. Конфликт назревал давно, но «сигналом» для резни, якобы, стал зацветший боярышник… В истории эту ночь назвали Варфоломеевской.
Заметили, что мухи стали меньше кусаться? А что происходило с ними летом? Дело в том, что в самые жаркие дни (с середины июля по начало сентября) появляется потомство осенней жигалки. Она, в отличие от комнатных двукрылых, имеющих лижущий ротовой аппарат, «снабжена» вытянутым хоботком, на конце которого расположены хитиновые «зубы». Ими она соскабливает эпидермис жертвы и, питаясь кровью, пускает в рану ядовитую слюну, вызывающую сильное разд­ражение. Пришли похолодания, в том числе ночные, поэтому мух-жигалок стало меньше!
Ночью 18 сентября 1984 года в нашем районе был мороз (-7 градусов). Даже в подъездах многоэтажек погибло много мух. С восьмидесятых годов значительное понижение температуры в период с 18 по 26 число этого месяца повторялось регулярно, а заморозки были более десятка раз. Лишь последние пять лет всегда в эти дни на термометре мы видим «плюс».
Густая зелень хлорофилла исчезает, разрушается, и на «авансцену» являются другие красители. Этот парад порождает золотую осень. Желтыми листьями щеголяют дубы, клены, березы — в этом «виновен» ксантофилл. Розы своим алым цветом, незабудки — небесно-голубым, фиалки — фиолетовым обязаны антоциану. От его присутствия — баг­ровая листва у бересклета и дикого винограда, медная — у каштана. Каротин же окрашивает растения в оранжевые цвета. В итоге — незабываемая гамма красок: пушкинская прощальная краса!
Бабье лето. Тёплые деньки с неповторимым красочным сюжетом и шуршанием листьев под ногами! Листопад в жизни зеленых братьев исключителен своей необходимос­тью: в зимнее, холодное время испарение воды опасно, а вредные, порой, ядовитые накопления удаляются! Появляется пробковый слой на границе «лист-стебель». Закрывая водные потоки, лист умирает, отрывается, растения впадают в зимний сон.
Отсутствие обильного корма — основная причина отлета птиц. В более северных районах страны, где растет клюква, 13 сентября отмечен как день «журавлиного вече», на котором птицы, якобы, решают, куда, когда и как лететь. Сказочно, но правдиво: птицы перед отлетом собираются в стаи. Еще 10 сентября наши касатушки сидели «нотами» на проводах и щебетали прощальную песню. А 17-го их уже можно встретить за сотни километров от отчего дома. Они вместе с городскими и береговыми ласточками, славками (садовыми и певчими), камышовками зимуют в Африке, достигая Капской Земли. Туда же улетают кукушки, только взрослые в июле, а их дети, взрощенные приемными родителями, летят поодиночке с августа по сентябрь.
Наш коростель (иначе — дергач), тоже подался к африканскому теплу, но большую часть пути он пройдёт «пешком»! Лебеди с Соленых озер, успенских, коноковских, вольненских и марьинских прудов отлетят на Черноморское побережье или к Средиземноморью. Однако, чуть позже: до конца сентября их птенцы хоть и вытянули шеи и стали стройнее, но еще не сменили серое оперение на белоснежное, их маховые перья не готовы к полету.
В те же места уже направились пеночки, овсянки, иволги, а за ними, с наступ­лением холодов, — утки, кулики. За стаями следуют мелкие соколы, коршуны… Слабых, отставших, больных и немощных «подберут»… Иногда не долетает до зимовки каждая пятая птаха.
Как ориентируются пти­цы в полете? Ученые говорят о комплексной навигации по магнитному полю Земли, изменению атмосферного давления, смене ландшафтов, по Солнцу и звездам… Чудо! А маршруты перелетов определяют, надевая на ноги птиц кольца. В СССР кольцевались в год 300 тысяч пернатых, в мире —
5 миллионов. Эта работа не прекращается и сейчас.
Примета солнечного сентября — летящая паутина. Часто на ней восседают «парашютисты», восьминогие создания — паучки! Но какие? Давайте разберемся. В подвалах, трещинах стен, на крышах обитают трубковые пауки, которые из паутины делают открытые с двух сторон трубки с ловчей сетью с одной стороны. Здесь же обитают сенокосцы — легкие, воздушные, с длинными ногами («долгоножки»).
В жилых помещениях «царствует» домовой паук, плетущий треугольные сети. Это «музыкальный паук», издающий звуки-трески (слышно в тишине!). В лесу, в кустарнике, на лугу можно встретить горизонтальные «навесы» на вертикальных и перекрывающихся нитях — это тенета линифий.
Наиболее известный из наших пауков — «крес­товик». Он относится к семейству кругопрядов. У него 6 типов паутинных желез, из выделений которых строятся сухие «рамы», «кабель», «спиральные нити», потом они покрываются липким сек­ретом, долгое время не застывающим. Паутина сходна по составу и свойствам с шелком тутового шелкопряда, но выдерживает нагрузку в шесть раз большую: нить сечением 1 квадратный миллиметр удержит груз в 261 килограмм (шелк — до 43 килограммов). Эти нити нужны для охоты, постройки логовища, для образования кокона, в котором откладываются яйца!
Еще у нас обитают крупные пауки- «зебры», аргио­пы, желтого цвета с поперечными темными полосками на брюшке. Их пау­чата появляются осенью и разлетаются на паутинках.
Но самые известные «летуны» — пауки-бокоходы или пауки-крабы. Размером они до одного сантиметра, светлые, зеленоватые или желтоватые создания. Они способны изменять свой «раскрас» в зависимости от цветка, на котором охотятся. Чем не «успенские хамелеоны»? Молодь же у этих «крабов» появляется во второй половине лета и путешествует на паутине. Аргонавты детишки, а уже могут конт­ролировать длину нити, оседая в приглянувшемся месте… Очаровательные создания!
Сдвиженье или змеиный праздник в народном календаре приходится на 27 сентября. Мне было 12 лет, когда я в лесу у реки Уруп, догоняя друга, наступил в ямку с чем-то мягким и упругим. Возвратившись, обнаружил клубок змей, каких — не рассмот­рел: убегали мы оттуда заметно быстрее…
Лишь позже я узнал причину этих сборищ: так змеи готовятся к зиме. А до этого один-два раза за год линяют — вылезают из старой кожи. Это период «голубых глаз», они тускнеют, как и вся сброшенная «одежда». Последнюю сейчас можно найти. Уверен, что для многих это будет удивительным знакомством!
Последний раз в году в сентябре линяют, сбрасывая хитиновый панцирь, раки. На первом-втором году жизни это происходит шесть раз, на 4-м — два раза, а если раку шесть и более лет — один! Старый рак растет незначительно.
У млекопитающих тоже наступила линька, только они меняют летнюю шерсть на зимнюю, более теплую. Зайцы, к примеру, утепляются с сентября по конец ноября. Так что ток-шоу новых нарядов нас еще ждет.
Запахло порохом, злодействует свинец! Берегись пернатые, мохнатые, хищные копытные, унесите от охотников ноги! В водоемах, где стреляют водоплавающих, в теле рыб иногда содержится свинца в сотни раз выше нормы: он аккумулируется через сети питания!
Для меня сентябрь — лучшее время для фотоохоты. «Очей очарованье»! Не забываем и про третью охоту. Сбор грибов влечет не меньше: прячутся «игруньи» под осенней листвой, залазят на деревья…
Все ближе к пасекам щурки. Эти пернатые собираются в стайки по 30-50 особей, чтобы подоб­раться к лакомым для них пчелам! Калина уже зовет, разрумянившись, влечет к себе фиолетовыми плодами боярышник, манит кизил и соблазняет облепиха… Пленительный, обаятельный и привлекательный сентябрь! Одним словом — чарующий!
А.АНТЮШИН,
житель села Марьино.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.