Выступая в январе этого года на заседании Генеральной прокуратуры РФ,
президент страны Владимир Владимирович Путин главной задачей прокуратуры назвал
защиту прав граждан.
О том, как эти задачи решаются в каждодневной деятельности сотрудников прокуратуры Успенского района читателям газеты «Рассвет»
рассказывает прокурор В.В.Артеменко.
— Виталий Валентинович, с какими общими проблемами чаще всего обращаются жители района
в прокуратуру?
— Много обращений граждан связано с водоснабжением. В качестве примера рассмотрим обращение жителя села Маламино. Ему муниципальным предприятием «Успенский водоканал» выставлены счета за полив огорода, которые он считает необоснованными и несправедливыми. Однако есть судебное решение, в котором суд постановил удовлетворить требования ресурсоснабжающей организации.
Об этой ситуации газета «Рассвет» писала в материале «Новый вид услуги от ЖКХ» за 17 декабря 2016 года. Если вкратце, то у жителя Маламино образовалась задолженность за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, с суммой которой он категорически не согласен. При этом он готов выполнять обязанности потребителя услуг, основанные на законных требованиях и рассчитанные по всем правилам и нормативам. Дело в том, что, как утверждает маламинец, договор с данной организацией у него отсутствует, обследование участка в соответствии с установленными правилами не проводились, при этом в квитанциях, направляемых коммунальным предприятием, даже не проставлена площадь участка. Исходя из чего и на каком основании, ему в платежках начисляют заоблачные суммы? — задается вопросом житель села Маламино.
— По закону, — продолжил Виталий Валентинович, — взаимоотношения между предприятием ЖКХ и потребителем регулируются «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года.
Что касается конкретного общения жителя села Маламино, то в ходе проведенной проверки прокуратурой района было установлено, что в данном случае производилось начисление по общей поливной площади участка. Хотя, согласно Правилам, ресурсоснабжающая организация была обязана предварительно уведомить абонента о выезде на место, определить совместно с собственником те площади, которые фактически поливались, за вычетом надворных построек и производить начисления, исходя уже из этих полученных данных.
Однако, еще в 2014 году советом депутатов Маламинского сельского поселения был утвержден правовой акт, который гласит: «При установлении примерной площади земельного участка поливной площади от общей площади необходимо исходить из расчета 30 процентов от общей площади».
То есть, вот таким образом у нас МУП «Успенский водоканал» и производил расчет в данном случае.
Эти же расчеты МУП «Успенский водоканал» представил в суд, и на их основании было вынесено решение
о взыскании с жителя села Маламино суммы задолженности за полив, указанной в квитанциях. Опротестовать это решение в вышестоящих инстанциях у гражданина не получилось, хотя, конечно, свои права нужно отстаивать до конца. Но вне зависимости от того, согласен ответчик с вынесенным решением или нет, если решение вступило в законную силу, оно должно исполняться. Тем не менее, в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что МУП «Успенский водоканал» допущены нарушения норм действующего законодательства при начислении платы за потребление воды при использовании земельного участка. В этой связи прокурором района в адрес директора МУП «Успенский водоканал» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Кроме того, прокуратурой был принесен протест на данное решение Маламинского совета, но вместе с тем, учитывая, что акт принимался коллегиальным органом, вопрос по его отмене также должен рассматриваться на сессии.
— Конкретно по этой ситуации и на будущее нашим гражданам необходимо дать разъяснение, — продолжает Виталий Валентинович.
— Начнем с того, что каждому потребителю нужно для себя выяснить, есть ли у него письменный договор с коммунальным предприятием, и внимательно изучить все его условия. На практике бывают случаи, когда в договоре содержатся отдельные пункты, которые противоречат установленным Правилам и действующему законодательству. И тут даже наличие юридического образования необязательно, человек, который умеет размышлять логически, сумеет найти нестыковки.
При возникновении малейших сомнений следует обратиться в МУП «Успенский водоканал» и объяснить, что эти условия ущемляют права граждан, и необходимо разбираться. И исходить нужно из того, что у нас принята свобода договора. А что конкретно касается договоров водоснабжения, оказания коммунальных услуг, то у нас государство определило положения, которые должны содержаться в таких документах. И гражданам следует, в первую очередь, самим обратить внимание, чтобы их права не нарушались.
— Виталий Валентинович, Вы упомянули, что много обращений и по поводу приборов учета воды…
— Что касается приборов учета, то требования к их установке, содержанию и обслуживанию регламентируют «Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 4.09.2013 года №776, а также Правила,
о которых мы говорили выше. Конечно, документы эти не самые простые для восприятия и изучения.
Но главное, что должен понимать каждый потребитель —
следить за своим счетчиком он должен, прежде всего, сам. Посмотреть, когда он был введен в эксплуатацию, какой срок эксплуатации, имеет ли пломбу организации, которая вводила его в эксплуатацию, нет ли видимых повреждений. Если все это есть, то можно спокойно пользоваться услугой.
При наличии каких-либо неисправностей следует незамедлительно обращаться в организацию, предоставляющую услугу. При этом потребитель должен знать, что опломбирование водомера, выезд специалиста, осмотр счетчика — это все входит в работу водоканала, которая так или иначе должна выполняться без дополнительной оплаты и не предусматривает заключение отдельных договоров.
По этому поводу прокуратурой также было внесено представление водоканалу по обращению гражданина, на которого при подключении счетчика возложили обязанность по оплате проектной документации и выезда специалиста.
— С аналогичной жалобой на действия коммунальщиков в прокуратуру, — отметил Виталий Валентинович, —
обращалась и руководитель газеты «Рассвет». В ходе контрольных мероприятий за показаниями водомера в офисном здании сотрудницей МУП «Успенский водоканал» по собственной инициативе и без представителя редакции была сорвана пломба с работающего счетчика. А потом также были выставлены требования об оплате технической документации для опломбировки прибора учета.
Законом в приведенных выше Правилах однозначно прописано, что плата за выдачу технического заключения не взимается и ресурсоснабжающей организацией это должно производиться бесплатно.
В направленном прокуратурой ответе в адрес руководителя редакции указано, что согласно Правилам №354 (п.81-81(9)) ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки, как и опломбировка, осуществляется исполнителем без взимания платы
с потребителя.
Также мы указали, что «предъявляемые МУП «Успенский водоканал» требования к ООО «Редакция газеты «Рассвет» о предоставлении технической документации не основаны на законе. Более того, дальнейшее игнорирование исполнителем заявки абонента о введении прибора учета в эксплуатацию и несовершение действий по его опломбировке нарушает права потребителя».
Так как в данных правилах оговорено, что ресурсоснабжающая организация в течение трех рабочих дней должна согласовать с абонентом время выезда по месту и ввода прибора учета в эксплуатацию.
Понятно, что у коммунального предприятия существуют финансовые трудности, и руководство озабочено его рентабельностью, но решать таким образом свои проблемы за счет потребителей — недопустимо.
— Виталий Валентинович, на сходах и встречах
с жителями сельских поселений не раз поднимались вопросы о требованиях водоканала о переносе работающих водомеров за границы домовладений. Насколько законны эти требования?
— Подобные обращения поступали и в прокуратуру. Водоканал мотивирует свои требования по переносу действующих приборов учета воды из жилых помещений за границы придомовой территории тем, чтобы в любое время сотрудники коммунальной службы могли производить контрольные замеры показаний.
Да, законодательно установлено, что при вводе в эксплуатацию объекта прибор должен устанавливаться на границе балансового разграничения, то есть на точке присоединения, где абонент подключается к центральной сети водопровода.
Но это касается вновь вводимых в эксплуатацию объектов. При этом требований — привести в соответствие — там не содержится! И в этой части требования водоканала не соответствуют закону. Почему? Да потому, что прибор учета был принят ранее к коммерческому учету от водоканала. Абонент производил оплату, эту оплату водоканал принимал и соглашался с ней. Так что основания в дальнейшем не принимать оплату по действующему счетчику в данном случае отсутствуют. Тем более, что соответствующие документы коммунальной организацией на наши запросы предоставлены не были.
— Виталий Валентинович, прокуратурой района была проведена проверка по обращению жителей села Маламино в связи с массовыми отключениями газа абонентам?
— В ходе проверки мы получили информацию от акционерного общества «Успенскаярайгаз», что отключение произошло из-за необходимости ликвидации аварийной ситуации на газопроводе среднего давления, связанного с утечкой газа. Поэтому специалисты предприятия обошли граждан в позднее время, чтобы исключить возможные негативные последствия отключения газа.
Собранный прокуратурой района пакет документов был направлен в государственную жилищную инспекцию края и Ростехнадзор с целью дачи оценки правомерности действий ОА «Успенскаярайгаз» в плане соблюдения прав граждан.
Из Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору получен ответ о результатах рассмотрения направленных прокуратурой материалов, согласно которому по факту приостановления подачи газа без предварительного уведомления абонентов села Маламино было проведено расследование в отношении АО «Успенскаярайгаз». По результатам данного расследования составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью статьи 9.1. КоАП РФ, и для принятия решения по существу материалы направлены в Успенский районный суд.
(Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 №171-ФЗ — прим. автора).
Виталий Валентинович отметил далее, что обращение в районную прокуратуру может написать любой гражданин и изложить свою проблему в свободной форме. Принимаются к рассмотрению и коллективные жалобы граждан, например, на действия руководителей организаций, не выплачивающих работникам зарплату.
Полезной нашим землякам будет и информация
о том, что с апреля этого года генеральным прокурором РФ учрежден Всероссийский день приема предпринимателей, который проводится во всех структурных подразделениях прокуратуры ежемесячно в каждый первый вторник. Данные обращения регистрируются в отдельном порядке и находятся на особом контроле руководителя.
Но, как подчеркнул прокурор Успенского района В.В.Артеменко, во всех этих вопросах нашим землякам и самим необходимо занимать более активную гражданскую позицию, так как молчание в случаях ущемления наших законных прав порождает безнаказанность со стороны тех, кто ее допускает.
Е.УСПЕНСКАЯ.