Выступая в январе этого года на заседании Генеральной прокуратуры РФ,
президент страны Владимир Владимирович Путин главной задачей прокуратуры назвал
защиту прав граждан.
О том, как эти задачи решаются в каждодневной деятельности сотрудников прокуратуры Успенского района читателям газеты «Рассвет»
рассказывает прокурор В.В.Артеменко.

 

— Виталий Валентинович, с какими общими проб­лемами чаще всего обращаются жители района
в прокуратуру?

— Много обращений граждан связано с водоснабжением. В качестве примера рассмотрим обращение жителя села Маламино. Ему муниципальным предприятием «Успенский водоканал» выставлены счета за полив огорода, которые он считает необоснованными и несправедливыми. Однако есть судебное решение, в котором суд постановил удовлетворить требования ресурсоснабжающей организации.
Об этой ситуации газета «Рассвет» писала в материале «Новый вид услуги от ЖКХ» за 17 декабря 2016 года. Если вкратце, то у жителя Маламино образовалась задолженность за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, с суммой которой он категорически не согласен. При этом он готов выполнять обязанности потребителя услуг, основанные на законных требованиях и рассчитанные по всем правилам и нормативам. Дело в том, что, как утверждает маламинец, договор с данной организацией у него отсутствует, обследование участка в соответствии с установленными правилами не проводились, при этом в квитанциях, направляемых коммунальным предприятием, даже не проставлена площадь участка. Исходя из чего и на каком основании, ему в платежках начисляют заоблачные суммы? — задается вопросом житель села Маламино.
— По закону, — продолжил Виталий Валентинович, — взаимоотношения между предприятием ЖКХ и потребителем регулируются «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года.
Что касается конкретного общения жителя села Маламино, то в ходе проведенной проверки прокуратурой района было установлено, что в данном случае производилось начисление по общей поливной площади участка. Хотя, согласно Правилам, ресурсоснабжающая организация была обязана предварительно уведомить абонента о выезде на место, определить совместно с собственником те площади, которые фактически поливались, за вычетом надворных построек и производить начисления, исходя уже из этих полученных данных.
Однако, еще в 2014 году советом депутатов Маламинского сельского поселения был утвержден правовой акт, который гласит: «При установлении примерной площади земельного участка поливной площади от общей площади необходимо исходить из расчета 30 процентов от общей площади».
То есть, вот таким образом у нас МУП «Успенский водоканал» и производил расчет в данном случае.
Эти же расчеты МУП «Успенский водоканал» представил в суд, и на их основании было вынесено решение
о взыскании с жителя села Маламино суммы задолженности за полив, указанной в квитанциях. Опротестовать это решение в вышестоящих инстанциях у гражданина не получилось, хотя, конечно, свои права нужно отстаивать до конца. Но вне зависимости от того, согласен ответчик с вынесенным решением или нет, если решение вступило в законную силу, оно должно исполняться. Тем не менее, в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что МУП «Успенский водоканал» допущены нарушения норм действующего законодательства при начислении платы за потребление воды при использовании земельного участка. В этой связи прокурором района в адрес директора МУП «Успенский водоканал» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Кроме того, прокуратурой был принесен протест на данное решение Маламинского совета, но вместе с тем, учитывая, что акт принимался коллегиальным органом, вопрос по его отмене также должен рассматриваться на сессии.
— Конкретно по этой ситуации и на будущее нашим гражданам необходимо дать разъяснение, — продолжает Виталий Валентинович.
— Начнем с того, что каждому потребителю нужно для себя выяснить, есть ли у него письменный договор с коммунальным предприятием, и внимательно изучить все его условия. На практике бывают случаи, когда в договоре содержатся отдельные пункты, которые противоречат установленным Правилам и действующему законодательству. И тут даже наличие юридического образования необязательно, человек, который умеет размышлять логически, сумеет найти нестыковки.
При возникновении малейших сомнений следует обратиться в МУП «Успенский водоканал» и объяснить, что эти условия ущемляют права граждан, и необходимо разбираться. И исходить нужно из того, что у нас принята свобода договора. А что конкретно касается договоров водоснабжения, оказания коммунальных услуг, то у нас государство определило положения, которые должны содержаться в таких документах. И гражданам следует, в первую очередь, самим обратить внимание, чтобы их права не нарушались.

— Виталий Валентинович, Вы упомянули, что много обращений и по поводу приборов учета воды…

— Что касается приборов учета, то требования к их установке, содержанию и обслуживанию регламентируют «Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 4.09.2013 года №776, а также Правила,
о которых мы говорили выше. Конечно, документы эти не самые простые для восприятия и изучения.
Но главное, что должен понимать каждый потребитель —
следить за своим счетчиком он должен, прежде всего, сам. Посмотреть, когда он был введен в эксплуатацию, какой срок эксплуатации, имеет ли пломбу организации, которая вводила его в эксплуатацию, нет ли видимых повреждений. Если все это есть, то можно спокойно пользоваться услугой.
При наличии каких-либо неисправностей следует незамедлительно обращаться в организацию, предоставляющую услугу. При этом потребитель должен знать, что опломбирование водомера, выезд специалиста, осмотр счетчика — это все входит в работу водоканала, которая так или иначе должна выполняться без дополнительной оплаты и не предусматривает заключение отдельных договоров.
По этому поводу прокуратурой также было внесено представление водоканалу по обращению гражданина, на которого при подключении счетчика возложили обязанность по оплате проектной документации и выезда специалиста.
— С аналогичной жалобой на действия коммунальщиков в прокуратуру, — отметил Виталий Валентинович, —
обращалась и руководитель газеты «Рассвет». В ходе конт­рольных мероприятий за показаниями водомера в офисном здании сотрудницей МУП «Успенский водоканал» по собственной инициативе и без представителя редакции была сорвана пломба с работающего счетчика. А потом также были выставлены требования об оплате технической документации для опломбировки прибора учета.
Законом в приведенных выше Правилах однозначно прописано, что плата за выдачу технического заключения не взимается и ресурсоснабжающей организацией это должно производиться бесплатно.
В направленном прокуратурой ответе в адрес руководителя редакции указано, что согласно Правилам №354 (п.81-81(9)) ввод в эксплуатацию прибора учета пос­ле его ремонта, замены и поверки, как и опломбировка, осуществляется исполнителем без взимания платы
с потребителя.
Также мы указали, что «предъявляемые МУП «Успенский водоканал» требования к ООО «Редакция газеты «Рассвет» о предоставлении технической документации не основаны на законе. Более того, дальнейшее игнорирование исполнителем заявки абонента о введении прибора учета в эксплуатацию и несовершение действий по его опломбировке нарушает права потребителя».
Так как в данных правилах оговорено, что ресурсо­снабжающая организация в течение трех рабочих дней должна согласовать с абонентом время выезда по месту и ввода прибора учета в эксплуатацию.
Понятно, что у коммунального предприятия существуют финансовые трудности, и руководство озабочено его рентабельностью, но решать таким образом свои проб­лемы за счет потребителей — недопустимо.

— Виталий Валентинович, на сходах и встречах
с жителями сельских поселений не раз поднимались вопросы о требованиях водоканала о переносе работающих водомеров за границы домовладений. Насколько законны эти требования?

— Подобные обращения поступали и в прокуратуру. Водоканал мотивирует свои требования по переносу действующих приборов учета воды из жилых помещений за границы придомовой территории тем, чтобы в любое время сотрудники коммунальной службы могли производить контрольные замеры показаний.
Да, законодательно установлено, что при вводе в эксплуатацию объекта прибор должен устанавливаться на границе балансового разграничения, то есть на точке присоединения, где абонент подключается к центральной сети водопровода.
Но это касается вновь вводимых в эксплуатацию объек­тов. При этом требований — привести в соответствие — там не содержится! И в этой части требования водоканала не соответствуют закону. Почему? Да потому, что прибор учета был принят ранее к коммерческому учету от водоканала. Абонент производил оплату, эту оплату водоканал принимал и соглашался с ней. Так что основания в дальнейшем не принимать оплату по действующему счетчику в данном случае отсутствуют. Тем более, что соответствующие документы коммунальной организацией на наши запросы предоставлены не были.

— Виталий Валентинович, прокуратурой района была проведена проверка по обращению жителей села Маламино в связи с массовыми отключениями газа абонентам?

— В ходе проверки мы получили информацию от акционерного общества «Успенскаярайгаз», что отключение произошло из-за необходимости ликвидации аварийной ситуации на газопроводе среднего давления, связанного с утечкой газа. Поэтому специалисты предприятия обошли граждан в позднее время, чтобы исключить возможные негативные последствия отключения газа.
Собранный прокуратурой района пакет документов был направлен в государственную жилищную инспекцию края и Ростехнадзор с целью дачи оценки правомерности действий ОА «Успенскаярайгаз» в плане соб­людения прав граждан.
Из Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору получен ответ о результатах рассмотрения направленных прокуратурой материа­лов, согласно которому по факту приостановления подачи газа без предварительного уведомления абонентов села Маламино было проведено расследование в отношении АО «Успенскаярайгаз». По результатам данного расследования составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью статьи 9.1. КоАП РФ, и для принятия решения по существу материалы направлены в Успенский районный суд.
(Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч руб­лей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 №171-ФЗ — прим. автора).
Виталий Валентинович отметил далее, что обращение в районную прокуратуру может написать любой гражданин и изложить свою проблему в свободной форме. Принимаются к рассмотрению и коллективные жалобы граждан, например, на действия руководителей организаций, не выплачивающих работникам зарплату.
Полезной нашим землякам будет и информация
о том, что с апреля этого года генеральным прокурором РФ учрежден Всероссийский день приема предпринимателей, который проводится во всех структурных подразделениях прокуратуры ежемесячно в каждый первый вторник. Данные обращения регистрируются в отдельном порядке и находятся на особом контроле руководителя.
Но, как подчеркнул прокурор Успенского района В.В.Артеменко, во всех этих вопросах нашим землякам и самим необходимо занимать более активную гражданскую позицию, так как молчание в случаях ущемления наших законных прав порождает безнаказанность со стороны тех, кто ее допускает.
Е.УСПЕНСКАЯ.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.