В борьбе за рынок предприятия делают ставку на импортозамещение
Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать: развитой и сильной страну делает промышленность. Ее фундаментальные отрасли и есть — реальный сектор экономики. Санкции подтолкнули к осознанию того, что стать самостоятельными можно только развивая собственное производство: от швейных ниток до космических технологий.
Федерация взяла курс на подъем, в регионах начали создавать фонды развития промышленности и заключать первые специальные инвестконтракты, а те, кто внедряет отечественное оборудование, сегодня получают льготы и преференции.
Как с глобальной задачей справляется Краснодарский край, который традиционно считался аграрным и туристическим регионом? Что помогает предприятиям встать на ноги — об этом наш материал.
Темп задан
После объявления экономической блокады стала очевидной зависимость отечественной промышленности от зарубежного оборудования. Примечательно, что первым делом перекрыли поставку даже не производительных станков, а передовых средств измерений. «Кислород» любого завода. Встала задача обеспечить внутренний рынок необходимым оборудованием.
Интересный факт: в Краснодарском крае, по данным регионального департамента промышленности, только за первое полугодие 2017-го объем производства приборов для измерения, контроля и испытаний вырос в полтора раза в сравнении с тем же периодом прошлого года.
В целом сегодня промышленное производство на Кубани растёт в два раза быстрее, чем в среднем по России: если за 9 месяцев этого года в стране рост составил 1,8%, то в регионе — 3,1%. Что делается в крае для движения экономического локомотива?
В 2015 году врио губернатора региона был назначен Вениамин Кондратьев. За год он проехал по всем районам края, выясняя потенциал и проблемы каждого. Начало было положено в Армавире — крупнейшем промышленном центре. Сегодня здесь работает 30 промпредприятий, по объему отгруженной продукции территория занимает шестую строчку в крае. Основное направление — машиностроение и металлообработка. И, естественно, большая часть заводов — это наследие советских времен, «выжившие могикане», как они сами о себе говорят. Помочь им поднять голову, модернизировать и найти точки сбыта — такая задача и была поставлена новым руководством.
Курс — на инновации
Одним из первых заводов, которые посетил тогда глава края, был Армавирский машиностроительный, где выпускают грузовые железнодорожные вагоны. Работники предприятия рассказали о непростом положении: заказы сократились на 80%, работы не было. Нужно было вернуть предприятию статус ведущего машиностроительного завода страны.
И с 2016 года на предприятии начинают реализовывать инвестиционный проект, направленный на создание инновационной продукции транспортного машиностроения. Прошло техническое перевооружение, налажено производство новых грузовых крытых вагонов — 100% импортозамещающий продукт, не имеющий аналогов в России. Вдвое увеличился штат сотрудников, на завод пришли новые инженеры и конструкторы. Сейчас на производстве трудятся более тысячи человек.
Сегодня это стабильно развивающееся предприятие, четко реагирующее на спрос рынка. Краю пришлось приложить немало усилий — найти инвестора, лоббировать заказы на уровне федерации, и в итоге удалось дать вторую жизнь градообразующему предприятию.
В этом году Армавирский машиностроительный завод представил уникальный вагон-термос, предназначенный для транспортировки быстропортящихся продуктов: рыбы, мяса, овощей и фруктов. Раньше такие закупали в Германии. Сегодня кубанское предприятие — единственное в России, где начали делать такую технику. По итогам года планируется выпустить также более 800 обычных вагонов, а еще в разработке находится вагон-рефрижератор. Два года назад на предприятии об этом и не мечтали.
Кубань металлургическая…
Стереотип, что Кубань — исключительно аграрный и туристический регион, начал стираться. Регион сделал упор на производство. Доля промышленности в ВРП края два года назад — 14% при среднем российском показателе — 32%.
— Для меня не отговорка, что наш край традиционно ориентирован на сельское хозяйство и туризм, — заявил Кондратьев. —
Еще двадцать лет назад доля промышленности в ВРП края была почти 24%. За два десятка лет число работников в отрасли сократилось на 30 тысяч человек. Ситуацию в корне надо менять.
Тогда же приняли решение создать Совет по промышленности при губернаторе, где теперь регулярно в ручном режиме корректируют ситуацию в отрасли.
Сделали ставку на металлургию. Успешно работает «Новоросметалл», Абинский металлургический завод планирует уже в декабре этого года запустить четвертую очередь, тогда как имеющиеся мощности достигли 100% загрузки. Стоит отметить, что здесь свою роль сыграл и валютный скачок: продукция завода стала не только по качеству, но и по цене конкурентоспособной. И как результат — востребованной на мировом рынке.
Большое значение для отрасли стало открытие нового завода по изготовлению метизных изделий в Белореченском районе. Это предприятие полного цикла, настоящая гордость края и значимое достижение российской промышленности. До этого события 90% потребности внутреннего рынка России в саморезах удовлетворялось за счет поставок из Китая и Тайваня. Краснодарский край стал первым регионом, в котором заработало производство крепежных изделий полного цикла — еще один шаг региона в сторону импортозамещения.
— Завод оснащен самым современным оборудованием, — рассказал руководитель краевого департамента промышленной политики Иван Куликов. — В строй введены 5 цехов, имеются 3 лаборатории для проверки качества на каждом этапе, установлено современное очистное сооружение. Это действительно уникальный проект.
Кстати, сырье для завода производится на Абинском металлургическом заводе —
отличный пример кооперации в рамках одного региона. Подобное взаимодействие между предприятиями может выстроиться в единую систему и стать отличительной чертой Кубани, уверены краевые власти.
…и машиностроительная
В металлургии только за девять месяцев этого года индекс промышленного производства вырос почти на 25,9% по сравнению с этим же периодом 2016-го.
Не отстает машиностроение, динамика которого на текущий момент — плюс 43,3%! В первую очередь это, конечно, компания «КЛАСС». С ней Краснодарский край заключил первый в России специальный инвестиционный контракт. Это новый уникальный инструмент для развития промышленности. Предприятие увеличивает уровень локализации и мощность краснодарского завода по производству зерноуборочных комбайнов. Дополнительно компания инвестирует 750 млн. рублей, а государство гарантирует федеральные и региональные льготы и преференции.
Высокие показатели в отрасли машиностроения у «Промагротехнологий», «БДМ-Агро», «Металлпрома». А совсем недавно произошло еще одно важное событие: субсидию в рамках краевой программы получило одно из старейших предприятий края — «Кубаньжелдормаш», выпускающее оборудование для железных дорог. Завод-контраст: со старой, но мощной литейкой и новыми светлыми цехами с самым современным оборудованием. Сегодня предприятие запускает новый продукт, и снова — импортозамещающий. Стране нужны тракторы, сеялки, плуги, поливалки — уверены на «Кубаньжелдормаше».
И завод начал выпускать борону — это техника для предпосевной и основной обработки почвы под зерновые и кормовые культуры, уничтожения сорняков, измельчения пожнивных остатков, омоложения лугов и пастбищ. Важно, что диски бороны — собственного производства, тогда как остальные закупают их за границей. Мощности, опыт и самые высокие стандарты качества старейшего машиностроительного и металлообрабатывающего завода позволяют создавать по-настоящему высококлассную продукцию.
— Нашу борону и культиватор представим на выставке «Югагро», — рассказал начальник производства «Кубаньжелдормаш» Юрий Честников. — Сельскохозяйственное машиностроение сегодня востребовано, думаем, что аграрии заинтересуются нашей продукцией.
Конечно, направление для Кубани более чем перспективное.
— Это емкий и растущий рынок сбыта, возможность испытания ее в полевых условиях, научно-технологические разработки, применение которых позволит увеличить эффективность сельскохозяйственных машин, — считает Иван Куликов.
Крепкий фундамент
Конечно, сейчас бизнес охотно идет в АПК, вкладывает в развитие туризма и транспорта. Это привычные для Краснодарского края отрасли, и предприниматель не сомневается: выгоду он точно получит. Краевые власти делают все возможное, чтобы доказать: на Кубани можно зарабатывать и в промышленности. Был создан Центр поддержки предпринимательства, институт инвеступолномоченных в муниципалитетах, мощное развитие получила сеть МФЦ. Налажено взаимодействие с Российским экспортным центром, предприятия края представлены на российских и международных выставках, разработан бренд «Сделано на Кубани». Краснодарский край участвует в программах Минпромторга, сотрудничает с «Ростехом» и «Леоньевским центром», который разрабатывает главный социально-экономический документ региона «Стратегия-2030». Согласно этому документу объем промышленной продукции края должен быть увеличен как минимум в два раза, производительность сил —
как минимум в 2,5 раза. «Экономическую конституцию» края оценила федерация. По словам Алексея Кудрина, председателя совета Центра стратегических разработок, у Кубани есть все шансы стать ведущим регионом.
— Вы по-новому посмотрели на развитие отраслей в регионе, — сказал Кудрин. —
У Краснодарского края большой потенциал, который нужно умело мобилизовать, чтобы стать передовым не только в России, но и на мировом уровне.
Безусловно, у нас в крае огромный потенциал для развития промышленной отрасли. Достаточно побывать на предприятиях, чтобы убедиться: это реальная мощь, и здесь очень много людей, которые создают и созидают, фанатично верят в то, что поднимут свое производство. Ежедневно тысячи профессионалов вкладывают в готовую продукцию все свои силы, знания и опыт. Каждое утро запускают оборудование и, закатав рукава, — делают, строят, обрабатывают. В жаркой суровой литейке или у станков, по колено в песке и по локоть в масле — закладывают фундамент для будущих поколений.
Марина ЛУСНИКОВА.