Каждый народ, как и каждая семья, традиционно гордится своей историей. И наш аул в этом не составляет исключение. Он всегда гордился своими сыновьями и дочерьми и своей, известной всему миру, героической историей, написанной предками за многие века…

 

Вот и сегодня аульчане с благодарностью и уважением вспоминают первых учительниц­горянок Гощамиду Бжассо и Марию Этлашеву. Первых трактористок ­ аульских девушек военных лет: Софият Тлепшеву, Фатиму Бижукову, Аминат Хотову, которые растили и убирали трудный хлеб для фронта в неимоверно тяжелых условиях и приближали желанную Победу. А рядом с ними работали их старшие, опытные наставники ­ легендарные механизаторы тех же тяжелых лет войны: Алий Тхапщоков, Яхья Таков, известный комбайнер Осман Ионов. Их мирный труд был так же тяжел и ответственен, как и ратный подвиг солдата на вой­не.

А наши первые офицеры ­ замечательные сыновья аула! Мухаб Дармилов, Газиз Бижуков, Кушхэ­Батыр Натмирзов, Яхья Хевсоков, Ляхо Безергиков. Их имена называли и называют сегодня в ауле все с теми же гордостью и уважением. Пройдет время, и благодарные потомки о каждом из них напишут книги об истории их жизни и подвига…

 

Бег времени

 

Вспоминается мне, как сразу после войны, да и гораздо позже, в редкие их приезды в отпуск, аульчане встречали наших героев так, как когда­то страна встречала Юрия Гагарина в его звездный час.

Прослышав об их приезде, чуть ли не всем миром выходили аул встречать дорогих сыновей. Каждый искренне желал их обнять, прижать к сердцу как сына, брата, внука. Естественно, каждый мальчишка старался во всем быть похожим на своих прославленных земляков. И, кажется, это было совсем недавно. Но неумолимое время безжалостно выкашивает эти прекрасные цветы из аульского людского луга. Сегодня уже нет в живых Газиза Бижукова, Мухаба Дармилова, Кушхэ­Батыра Натмирзова и многих других. Многие из них превратились в печальные обелис­ки на аульском кладбище, что на груди древних гор, на окраине аула. Воистину пронзительны слова поэта, писавшего: «Но кто нас защитит от ужаса, который был бегом времени когда­то наречен?..».

И к этим обелискам на печальные свидания по памятным дням, религиозным праздникам или прос­то поклониться приходят и приезжают благодарные земляки.

Я сегодня, в дни, когда мы широко отмечаем 75­летие битвы под Сталинградом, хочу рассказать об одном из них ­ Яхье Хевсокове, которому в прошлом году исполнилось бы 95 лет со дня рождения. Константин Паустовский писал: «Биография не бывает случайной. Биография ­ это человек». Летопись жизни Яхьи Хевсокова достойна того, чтобы о ней, хотя бы вкратце, знали и его потомки, и люди, не знакомые с ним при жизни…

 

От волжских берегов…

 

После окончания Абинского военного училища в Краснодарском крае лейтенант Хевсоков вместе со своим взводом в составе 186­го полка 181­ой дивизии прибыл в июле 1942 года на защиту Сталинграда, где и началась его боевая биография.

Июль в степях Сталинграда был жарким. Это ощущение усиливалось еще и от гула артиллерийской канонады, глухо доносившейся с запада. Бездонное июльское небо с огромными скоплениями кучевых облаков, бескрайние степи, раскинувшиеся под ним ­ вроде бы и не чувствовалось никакой беды. Мирные поля, крики перепелов, мечущиеся стрижи и сгрудившиеся от жары овцы под глинистым обрывом… Все с щемящей болью напоминали Яхье его далекий родной аул, просторы кубанских полей, родные места Кубани. Вспоминал отца и мать, братьев и сес­тер, друзей­аульчан. Казалось, прошла вечность, когда он с ними расстался…

Лейтенант Хевсоков со своим взводом занимал рубеж западнее Воропоново. Впереди ­ немцы, позади ­ Волга. Поставлена задача: «оседлать» железную дорогу «Лихая­Ростов». Закончились тренировки. Под утро ракета подняла всех с земли. Загрохотали взрывы, застучали пулеметы. Бойцы закрепились на противоположной стороне железнодорожного полотна. Хевсоков вновь поднял в атаку взвод. Противник поспешно начал отступать. Перерезана важная железнодорожная ветка. Мощные контратаки отражены. В этом бою Хевсокова ранило осколками в обе ноги. Бойцы вынесли его с поля боя…

После госпиталя лейтенант Хевсоков попал на Орловско­Курскую ду­гу. Первомай 1943 года встретил в 4 эшелоне.

Рота занимала и совершенствовала оборону под деревней Кцынь. В напряжении и тяжелых тренировках проходили дни перед предстоящим сражением. И вот в начале июля 1943 года рано утром пехотинцы поднялись в атаку вслед за танками. В ходе боя командиру не раз приходилось лечь самому за пулемет и поражать наиболее важные цели. С получением донесения о выходе взвода старшины Алексея Маслова в тыл противника лейтенант Хевсоков с бойцами поддержали его и первыми ворвались в населенный пункт.

Командир полка, наблюдавший за умелыми действиями молодого командира роты, высоко оценил его мужество. А через несколько дней на груди лейтенанта Хевсокова засиял орден Красной Звезды.

Потом снова бои ­ за Карачев, Брянск, Унечу, Гомель…

В боевой характеристике Яхьи Абдель­Керимовича Хевсокова говорилось: «В боевой обстановке смел и решителен. В наступательных сражениях за Брянск, Унечу, Красную Тору… показал исключительное мастерство и стойкость в выполнении боевых задач».

Так ушел в историю грозовой 1943 год. А офицер Хевсоков вместе с боевыми товарищами уже шагал на Запад.

В третью свою боевую весну он держал оборону под Владимиро­Волынском. Там, выполняя приказ, вели они разведку боем. Командуя подчиненными, Яхья с болью в сердце понимал, что многим из них, возможно, и не вернуться из боя живыми. А завтра ­ 1 мая 1944 года ­ по­прежнему будут цвести сады, самозабвенно петь соловьи…

Командир роты Хевсоков, хорошо зная расположение фашистских траншей, умело руководил боем. Налет оказался дерзким. Ударили немецкие пушки, крупнокалиберные пулеметы. Их огонь тут же засекли наши наблюдатели, что и пре­дусматривалось задачей разведки. Мужество старшего лейтенанта Хевсокова было отмечено орденом Отечественной войны I степени.

Но к радости успехов, удачно проведенных операций было примешано и тяжкое горе: немало вои­нов не вернулось из боя. Их вынесли на руках, хоронили 1 мая 1944 года. Эхом прозвучал троекратный салют, который остался в душе старшего лейтенанта тяжким грузом на всю жизнь.

 

Завтра была Победа

 

«…В ночь на тридцатое апреля 1945 года противник, сконцентрировав в районе Вендиш­Бухольц­Хальбе крупные силы пехоты, танков и артиллерии и поставив во главе группировки эсэсовские части, предпринял решительное наступление с целью прорваться в Берлин для усиления оборонявшей фашистскую столицу группировки».

Молодому комбату Хев­сокову пришлось дейст­­вовать на одном из главных направлений прорыва двухсоттысячного войска гитлеровцев. Командование девятой немецкой армии бросило в бой огромное количество живой силы, подкрепленной танками, артиллерией и другими средствами, и намеревалось вырваться из окружения под городом Люббеном.

В этих боях образцы героизма показали воины 197­й дивизии. На всех направлениях, где они держали оборону, пехота и танки гитлеровцев встречали массированный артиллерийский и ракетно­пулеметный огонь. Танки и самоходные орудия, выдвинутые врагу навстречу, били прямой наводкой.

Понеся огромные потери, гитлеровцы вынуждены были откатываться назад и изменять направление своих атак.

Особенно кровопролитными были бои в ночь на 1 мая 1945 года в городе Люббене. Бойцы батальона Хевсокова, сопровождая танки, защищали их от фаустпатронщиков. Метр за метром, квартал за кварталом очищали советские солдаты город от гитлеровцев. И к утру 1 мая Люббен был взят штурмом.

Передовые отряды, в которые входили и воины под командованием капитана Хевсокова, стремительными ударами крошили вражеские укрепления, огнем и гусеницами танков уничтожали группировку войск противника, выходили на его коммуникации, уничтожая все живое и технику, дезорганизовывая тыл противника. Это был маневренный подвижной таран огромной силы, расчищавший путь советской пехоте.

За образцовые действия при ликвидации окруженной группировки противника юго­восточнее Берлина 197­я стрелковая Краснознаменная Брянская дивизия была награждена орденом Кутузова II степени. Многие ее воины отмечены высокими правительственными наградами. Ордена Боевого Красного Знамени был удостоен и командир штурмового стрелкового батальона капитан Яхья Абдель­Керимович Хевсоков.

После Люббенской операции сопровождали они к Берлину танковую колонну, предварительно прочесывая леса. Несколько суток еще воевали под Берлином, пока не получили приказ повернуть армию на юг, в Чехословакию. 9 мая 1945 года их дивизия была уже в лесу у Праги. Здесь и встретили они День Победы.

Вечером неожиданно прозвучала боевая тревога: был получен приказ двигаться на Карловы Вары. Там большая группировка гитлеровцев под командованием фельд­маршала Штерна продолжала оказывать сопротивление и пыталась уйти на запад. Танковые батальоны перекрыли отступление гитлеровцев и пресловутой армии Власова. И батальон Хевсокова вступил в бой с вражескими частями, и последние выстрелы были сделаны у города Хлутица 17 мая 1945 года.

…Яхья Хевсоков стряхнул пыль с гимнастерки и посмотрел на свои вдрызг разбитые сапоги. Это была 28­я пара, которую износил командир батальона на пути от Волги до Берлина и Праги. Жаль только, что они так и не попали в музей.

За ратные подвиги Яхья Абдель­Керимович Хевсоков награжден 23­мя правительственными наградами, в том числе ­ двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени и двумя орденами Красной Звезды.

Отгремели грозовые военные годы. Завидная судьба выпала на долю Хевсокова. Со слезами радости и счастья обнимали и целовали его ­ воина­освободителя ­ жители освобожденных городов и сел нашей Родины. Охапками цветов забрасывали его благодарные народы Европы на пути в Берлин и Прагу. Но как же долог и тяжел был путь до Великой Победы!..

…Нынешнее поколение уже не может ощутить грозовое военное время, как нечто «совершенно понятное и органически цельное». Свидетельствуют о нем для всех нас воспоминания ветеранов Великой Отечественной, которых война испытала на нравственную прочность, на мужество. О них говорят, что «вся современная им история страны преломилась в их жизни». И именно этим обстоятельствам своего времени они обязаны всем тем, что в них было высокого, настоящего и прекрасного, и что они постарались в полной мере передать и детям детей своих. А те ­ последующим поколениям.

Б.ИОНОВ.

Фото из архива автора.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.