Каждому гражданину гарантирован доступ к водным объектам общего пользования и бесплатное использование их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом. Правовой режим водоохранных зон регулируется нормами Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Ширина водоохранной зоны устанавливается от истока для рек или ручьев протяженностью:

1.до 10 км – в размере 50 метров;

2. от 10 до 50 км – 100 метров;

3.от 50 км и более – 200 метров.

В границах водоохранных зон запрещено:

— движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

— размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, мойка автомобилей;

— сброс сточных, в том числе дренажных вод;

— размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.

За несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 300 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток; за нарушение правил охраны водных объектов предусмотрено максимальное наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.; за нарушение специального режима осуществления хозяйственной деятельности в прибрежной защитной полосе или водоохранной зоне предусмотрен штраф до 400 тыс. руб.

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы: правовой режим использования и охрана

На территории Российской Федерации, в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, устанавливаются особые территории со специальным режимом осуществления хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации такими территориями являются водоохранные зоны, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ.

Размер водоохранной зоны определяется в зависимости от вида водного объекта. Для реки и ручья этот размер определяется в зависимости от длины реки и ручья, и местности, в которой они протекают. Для озёр и водохранилищ определение размера водоохранной зоны происходит в зависимости от площади и местности расположения объекта (ч.ч. 4, 5, 6 ст. 65 ВК РФ)

Например, водоохранная зона рек Ангара, Иркут и Ушаковка составляет 200 метров, хотя протяженность рек значительно отличается – 1 779 км, 448 км и 77 км соответственно.

Стоит отметить, что водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Помимо этого, границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ № «Об охране озера Байкал».

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В силу части 15, 17 статьи 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (наряду с установленными ограничениями в границах водоохранных зон) устанавливается особый режим хозяйственной деятельности, который запрещает, например: производить распашку земель; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

Вместе с тем существует исключение, согласно которому в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Поскольку прибрежные защитные полосы устанавливаются в границах водоохранных зон, то данное исключение распространяется и на прибрежные защитные полосы.

Действующим земельным и экологическим законодательством возможность предоставления земельных участков в водоохранной зоне и в особенности в прибрежных защитных полосах ограничена, однако такие участки не изъяты из оборота.

Ранее действовавшим законодательством предоставление земельных участков в водоохранной зоне и в прибрежной защитной полосе также не было запрещено.

Таким образом, земельные участки, расположенные в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, предоставленные в установленном порядке в соответствии с законодательством, действовавшим на момент предоставления, могут на законных основаниях находиться в собственности физических лиц. Однако такой земельный участок подлежит использованию с ограничениями, установленными действующим экологическим, водным и земельным законодательством.

За несоблюдение и нарушение установленных требований водного законодательства, в том числе при использовании водоохранных зон и прибрежных защитных полос виновные лица несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, статьей 8.2 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Заместитель прокурора района советник юстиции Мартыненко Р.Н.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.