С 2022 года Фонд социального страхования России переходит на проактивную или беззаявительную выплату пособий, в том числе и по больничным листам.
О том, что изменится в следующем году в работе руководителей и бухгалтеров организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей, рассказала директор филиала № 18 Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Г.Ю.Ткаченко.
— Галина Юрьевна, какие нововведения ожидают жителей Успенского района со следующего года?
— В соответствии с изменениями в федеральном законодательстве, с 1 января 2022 года отменяются бумажные листки нетрудоспособности, теперь, выдача «больничных» будет осуществляться в электронном виде.
Таким образом, назначение выплат и пособий по временной нетрудоспособности, а так же по беременности и родам будет проводиться по электронным листкам нетрудоспособности (ЭЛН). Напоминаю, что все работодатели обязаны обеспечить беспрепятственный прием и оплату ЭЛН, а также проинформировать своих сотрудников по вопросам получения электронных больничных.
— Значит теперь, после болезни не потребуется предоставлять в бухгалтерию никаких документов?
— Нет. Распечатку ЭЛН, талоны из медицинской организации и другие виды бумажных носителей для кадровой и бухгалтерской службы от работников требовать больше не будут, а для оплаты по такому листку достаточно только его номера, получить который можно по телефону, электронной почте или лично.
При этом получить полную информацию о своих ЭЛН и выплатам по ним, работники так же могут в личном кабинете на портале Госуслуг или в приложении «Социальный навигатор». На смартфоны оно устанавливается бесплатно, а логин и пароль для входа – такие же, как и в личном кабинете Госуслуг.
— Как сотрудники ФСС смогут получить всю информацию о работнике, которому полагается электронный листок нетрудоспособности?
— Обмен будет производиться также в электронной форме. Работодатели не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом ЭЛН, должны будут передать в информационную систему ФСС РФ необходимые сведения, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности или по беременности и родам.
Участие работодателей в процессе их назначения будет сведено к минимуму, однако они по-прежнему будут являться единственным источником необходимых данных, например, периода, когда сотрудник не исполнял свои обязанности именно из-за болезни.
При этом нарушения со стороны работодателей будут преследоваться по — закону, согласно которому если сведения необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения не были предоставлены страховщикам вовремя, предусмотрен штраф — 5 000 рублей.
Кроме того, за подобное правонарушение предусмотрена административная ответственность и штраф от трех сот до пятисот рублей и для должностных лиц работодателя и (или) главного бухгалтера.
— Как работодатели должны подготовиться к переходу на ЭЛН?
— Во-первых, необходимо заблаговременно приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись для руководителя, а при необходимости и для главного бухгалтера или другого лица, уполномоченного на ведение бухгалтерского учета.
Помимо этого, для обмена юридически значимыми электронными документами между Фондом и работодателями, чтобы информация поступала в кратчайшие сроки, без ошибок и в полном объеме, была разработана система Социального Электронного Документооборота (СЭДО).
Учитывая преимущества электронного взаимодействия с Фондом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо подключиться СЭДО уже сейчас. В настоящее время на сервисе уже существует функция по обмену оперативной информацией для «прямых выплат» пособий.
Подготовила Я.ДЕНИСОВА.