На урок мужества «Имя Кубани. Связь поколений», прошедший в минувший четверг в Вольненской СШ №6, собрались не только ее ученики и педагоги, но и почетные гости. Сердечно приветствовали друг друга бывшие выпускники школы Борис Николае­вич Григоренко, Александр Дмитриевич Павленко и Владимир Николаевич Павлюченков. Частый гость в учебном заведении — глава Вольненского сельского поселения Светлана Михайловна Багдасарян. Впервые перешагнули его порог учителя из Отрадненского района, приглашенные на мероприятие вольненскими коллегами.

«Герой не гибнет, умирая, двойная жизнь ему дана. И эта жизнь его вторая бессмертной славою полна…» — эти стихотворные строки, процитированные ведущими в начале встречи, стали ее лейтмотивом. Конечно, в первую очередь участники мероприятия вспоминали мужество воинов Великой Отечественной, тех, кто ушел на фронт в сорок первом, кто не дожил до Победы, кто вернулся домой в сорок пятом, кто строил дома и налаживал производство, пахал землю и растил хлеб, кто учил детей и ценил Жизнь. «Никогда нельзя терять память, — подчеркнула С.М.Багдасарян. — Мы обязаны всем, что имеем сегодня хорошего, поколению сороковых огневых —
низкий им поклон за это».
И не случайно на встрече присутствовали бывшие выпускники, уже убеленные сединами. Они — не только свидетели многих исторических фактов, но и представители одного из тех поколений вольнян, которые сами войны не видели, зато с гордостью рассказывают о своих родителях-фронтовиках.

«Школа
с большим звонком…»

О чем бы ни говорили на мероприятии, разговор так или иначе касался вольненской школы и тех поколений учителей и учеников, которые в ней работали, учились и учатся.
— Сегодня мы вспомним тех героев, которых уже рядом нет, и будем говорить о людях, живущих рядом с нами, — так начала диалог поколений директор школы А.М.Порутчикова, представившая почетных гостей.
Борис Николаевич Григоренко — сын фронтовика, учителя Вольненской СШ №6 Николая Яковлевича Григоренко, фаната истории и основателя школьного музея, который сейчас носит его имя. В свое время Николай Яковлевич тоже учился в этой школе, а теперь знания здесь получают его правнуки.
Александр Дмитрие­вич Павленко — сын директора школы Дмитрия Харитоновича Павленко. С именем его отца коренные вольняне связывают историю построения современного здания школы, сменившего несколько десятилетий назад четыре учебных корпуса, располагавшихся в разных местах села.
Владимир Николаевич Павлюченков переехал в Вольное вместе
с родителями уже после войны. Закончивший восемь классов шестой школы на дневном обучении, он далее совершенствовал свое образование, как принято говорить, без отрыва от производства. Почетный житель города Армавира, член Союза писателей, добившийся многого в жизни, проживающий сейчас в городе, Владимир Николаевич не забывает об истоках своей успешности —
в произведениях писателя-документалиста есть и рассказы о Вольненской альма-матер, об учителях, в ней работавших.
И вот на экране сменяют друг друга слайды, сделанные с фотографий разных лет. А три друга, полвека назад закончившие школу, комментируют их. Так из рассказов очевидцев возникает школьная летопись.
— 1945-й. Май. Победа. Учителя-фронтовики вернулись в село. Это школа, которая была здесь, рядышком, ее еще называли «горелой». Построенная еще при царском режиме всем миром «на яйцах», она даже после того, как немцы ее сожгли во время оккупации, не поддавалась разборке: кирпичи лопались, а «яичная» кладка оставалась крепкой. Пацанятами мы лазили по ее верху, играли… Рядом была кузня, на месте которой благодаря Д.Х.Павленко и построили здание, в котором мы сейчас и находимся. А вот в этой школе мы уже учились — вот видны наши окна (здесь были начальные классы), — начал рассказ Б.Н.Григоренко. — Думаю, что сегодня Вольненская СШ №6 должна носить имя Дмитрия Харитоновича Павленко. Я буду ходатайствовать о его присвоении ей и верю, что вы меня поддержите в этом начинании. Он положил много сил на ее строительство: фронтовик, капитан, раненый, но — строил, находил силы.
А далее на экране демонстрировались фото преподавателей (в основном — фронтовиков) и кад­ры, все более приближенные к современности. И вновь звучал рассказ о тех, кто был на них запечатлен, кто стал героем в понимании уже повзрослевших учеников, их детях и внуках.
— Николай Яковлевич Григоренко, преподававший в школе историю, был фанатом этого дела, —
продолжил воспоминания А.Д.Павленко. — Таких людей, скажу прямо, сейчас уже мало. Вот этот музей после всех переездов утратил половину своих экспонатов. А было время, когда его фондам завидовали сотрудники Армавирского музея. Николай Яковлевич пробуждал в нас тягу
к истории, побуждал заниматься пополнением музейной коллекции.

За каждый принесенный в школу раритет мы получали благодарность в дневник. И потом подсчитывали, у кого их больше, гордились ими. Впрочем, и другие учителя той поры по энтузиазму и любви к ученикам и профессии ему ни в чем не уступали.
— О! А это уже пошли фото с наших встреч, — на экране — групповой снимок повзрослевших учеников и их постаревших учителей. —
Смотрите, ребята, в цент­ре — Любовь Федоровна Симакова, которая и стала основателем нашей традиции регулярно собираться вместе.
— Я преклоняюсь перед учителями, — сказал В.Н.Павлюченков, четырнадцать лет возглавлявший Думу г.Армавира. — И это отношение пошло с того времени, когда я учился в этой школе.
И, ребята, обращаюсь к вам с просьбой: учителей нужно ценить, беречь и уважать. Договорились, парни?! И делать это следует по-настоящему. Они учат нас смыслу жизни, дают те знания, которые помогают определить свою дорогу в ней. Так было и со мной. После смерти отчима я бросил школу, начал работать землекопом, чтобы помочь матери (время было тяжелое). И вот в дождливый апрельский вечер прихожу с работы домой, а жили мы в Дивном, и вижу: плачет моя мамочка, рыдает вместе с ней и Любовь Федоровна Симакова, которая пешком пришла к нам из Вольного, чтобы уговорить маму и меня закончить учебу в школе (хоть восьмой класс!). Понимаете, ребята, что значит учитель? «Тебе это в жизни пригодится!» — сказала Любовь Федоровна. И ведь как в воду глядела. Спасибо таким учителям, которые отдают души детям! И дай Бог, чтобы их на вашем пути было больше, чем репетиторов.
А далее слово было передано правнукам учителей-ветеранов, о которых шел рассказ. Они чтят их память и этим сохраняют связь поколений и традиции своей малой родины. Со слезами на глазах читала о детском лагере смерти «Саласпилсе» девятиклассница Элина Кочарян, правнучка Д.Х.Павленко. И вместе с нею не могли сдержать слезы многие из присутствующих. Пятиклассник Денис Варчук, правнук Н.Я.Григоренко,
к этой встрече подготовил стихотворение Георгия Рублева о советском солдате-освободителе.
О Героях России пели мать и дочь Порутчиковы — Александра Михайловна и Алина. И под будоражащие душу слова и мелодию выходили один за другим школьники, устанавливая на символическом постаменте фотографии своих прадедов, к которым их товарищи затем возлагали цветы. Вновь был в строю «Бессмертный полк» небольшой сельской школы, частицы огромной великой страны.
Павленко, Арутюнян, Порутчиков, Зачепило, Атоев, Григоренко, Кос­тюк, Коротков, Собко, Аллахвердиев, Гринчук, Сысова, Аверьянов, Садовский… Какое еще подтверждение нужно любителям переписать историю? Сами фамилии говорят о том, что наши деды и прадеды всех национальностей встали на защиту Отечества в лихую годину в едином строю. И память об этом находится в надежных руках подрастающих мальчиков и девочек — их потомков.

Музей пополняется экспонатами

А затем гостей пригласили на экскурсию в школьный музей, которую провели для них члены клуба «Поиск». Нина Торговичева, Дмитрий Гришин, Наталья Дзина, Матвей Пономарев, Даша Карпова и Элина Кочарян рассказывали о том, как жило Вольное в первые годы своего основания, как отразились на нем и его жителях годы революции и войн, коллективизации и восстановления народного хозяйства. А руководитель школьного музея Виктория Александровна Зенкова подчеркнула, что музейные экспонаты пополняются стараниями земляков. Один из последних новых стендов — о казачестве. Одна из последних новых выставок — оружейная.
Внесли свою лепту в это дело и принятые в тот день в почетные члены клуба «Поиск» В.Н.Павлюченков, А.Д.Павленко и Б.Н.Гри­горенко. Владимир Николаевич подарил школьникам свою книгу «Избранное», главы которой, как он подчеркнул, в большой степени рассказывают
о земле успенской.
— А заодно, ребята, ставлю перед вами и поисковую задачу, — обратился к ученикам В.Н.Павлюченков. — Много рассказывают о подвиге панфиловцев во время обороны Москвы от фашистов. Но мало говорят
о том, что насмерть стояли на тех рубежах и кубанские казаки-кавалеристы. Эта 50-я кубанская казачья кавалерийская дивизия формировалась с 6 по 14 июля 1941 года в Армавире. Ищите имена! Уверен, что среди них были и наши земляки-вольняне. Это будет ваша святая обязанность.
Кстати, в ней, в ноябре 41-го преобразованной в 3-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию, которой командовал И.А.Плиев, прошла дорогами войны и мама Бориса Николаевича Григоренко.
Александр Дмитриевич Павленко передал в музей несколько экземпляров брошюр с воспоминаниями первого вольненского учителя Тимофея Евстафьевича Нацвина, собранными в свое время Л.Ф.Симаковой и заботливо сброшюрованными уже учениками Любови Федоровны. Вот вам и снова — связь поколений.
Третья книга, переданная в этот день школьникам, была рукописная. Написал ее в 1935-м году девятнадцатилетний Николай Яковлевич Григоренко.
— Мы долго хранили этот раритет в семье, — сказал Борис Николаевич, — но сегодня я дарю книгу школе и ее музею. И прошу вас, ребята, вдохнуть в книгу вторую жизнь: перебрать ее на компьютере, чтобы можно было читать и не опасаться, что она рассыплется в ваших руках. В ней отец писал о том, что происходило в то время в нашем селе. В ней — несколько десятков фамилий людей, причастных к его становлению.
А школьники в свою очередь презентовали Б.Н.Григоренко книгу о его отце.
…Много еще было сказано слов о сыновнем долге и гражданской позиции, об исторической памяти и о связи поколений. Гости оставили несколько записей в специальной «Книге отзывов» в музее. А мы попросили поделиться впечатлениями представителей отрадненской делегации.
— Большое спасибо вольнянам за приглашение, — говорила заместитель директора средней школы №17 станицы Отрадной Наталья Сергеевна Баёва. — Ими ведется целенаправленная и большая работа: видно, что и дети, и их учителя этим «живут», оттого и мероприятие получилось до слез эмоциональным. Особенно нас тронуло стихотворение
о «Саласпилсе». Много хороших слов заслуживает и школьный музей. Он открыт для школьников и гостей, он — центр таких встреч. На таких исторических местах и с такими примерами и хранятся традиции российского народа.
С.УСОВА.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.