Главная / НОВОСТИ / Ответственность за выпуск экстремистских материалов

Ответственность за выпуск экстремистских материалов

Федеральным законом Российской Федерации от 02.05.2015 № 117-ФЗ "О внесении изменений в статьи 23.68 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" уточнены полномочия Минюста России и ФССП России по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Поправки касаются должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Более полно отражены полномочия Минюста России по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Также расширен перечень должностных лиц ФССП России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В него включены руководители структурных подразделений Службы и их заместители.
Федеральным законом Российской Федерации от 02.05.2015 № 116-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определена ответственность за выпуск экстремистских материалов СМИ.
Статья КоАП РФ, предусматривающая ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, дополнена новым составом.
Это производство и выпуск продукции СМИ, содержащей публичные призывы к терроризму, материалы, оправдывающие его, другие, призывающие к экстремизму либо обосновывающие или оправдывающие необходимость такой деятельности (за исключением отдельных случаев). Юридических лиц оштрафуют на сумму от 100 тысяч рублей до 1 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Аналогичный размер штрафа установлен за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в федеральный список, а равно их производство либо хранение для массового распространения.
О профилактике экстремизма
Законом «О противодействии экстремистской деятельности» определено понятие экстремистской организации – это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. 
Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. 
При выявлении организаций экстремистского или националистического характера прокуратура неукоснительно будет принимать меры для их ликвидации и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
Экстремизм – приверженность отдельных лиц, групп, организаций и т.п. к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Экстремизм распространяется как на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, так и на отношения между социальными группами (социальный экстремизм), этносами (этнический или национальный экстремизм), общественными объединениями, политическими партиями, государствами (политический экстремизм), конфессиями (религиозный экстремизм). 
Разъяснение законодательства об административной ответственности за распространение экстремистских материалов.
В настоящее время экстремизм является реальной угрозой представляющей большую опасность, способную расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.
Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму является его профилактика, то есть предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям.
Статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов. Так, массовоераспространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.
Ответственность несовершеннолетних за заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Под заведомо ложным сообщением понимается передача как в устной форме (по телефону, по радио), так и письменной (телеграммой, факсом, письмом) информации о готовящемся взрыве или поджоге какого-либо объекта, об иных действиях осуществление которых с учетом времени, места и обстановки их реализации создает реальную возможность значительного имущественного ущерба.
Мотивом данного преступления могут быть хулиганские побуждения и вследствие такого рода сообщения серьезно дезорганизуют нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, вызывая панику людей, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья и жизнедеятельности.
Самыми нелепыми побуждениями к преступной деятельности взрослых или несовершеннолетних являются порой бессмысленная решимость совершить противоправный акт, с целью нарушения общественной безопасности, устрашение населения или оказание воздействия на принятие решения органами власти.
Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Следует напомнить, телефонным террористам, особенно среди несовершеннолетних, которые составляют основной контингент лиц, совершающих рассматриваемое преступление: «Прежде чем, так шутить, подумайте!» Ведь подобными деяниями предусмотрено уголовная ответственность, и ущерб затраченных на мероприятия по факту ложного сообщения об акте терроризма, будут взысканы с виновного или с законных представителей!
Производство и распространение экстремистских материалов
преследуется по закону
Действующее законодательство запрещает распространение на территории России экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Каждая книга, журнал, брошюра и любой другой документ, признанные судом экстремистскими, подлежат обязательному включению в федеральный список экстремистских материалов, размещенный для всеобщего доступа в международной сети «Интернет» (www.minjust.ru/nko/fedspisok).
Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в упомянутый список, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влекут административную ответственность по статье 20.29 КоАП РФ.
Действия лица, распространяющего экстремистские материалы с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, преследуются уже по уголовному закону. Такой гражданин в соответствии со статьей 282 УК РФ может быть осужден к наказанию в виде лишения свободы.
Внесены изменения в закон «О противодействии экстремистской деятельности»

Федеральным законом РФ № 314-ФЗ от 23.11.2015 г. внесены изменения в Закон «О противодействии экстремистской деятельности».
В частности, закон дополнен статьей 3.1, которая предусматривает особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов.
В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В целях обеспечения равного уважения к мировым традиционным религиям Федеральным законом установлено, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу христианства, ислама, иудаизма и буддизма, а также их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.
Изменения вступили в действие с 23.11.2015.




О порядке проведения публичных мероприятий
В силу ч. 4 ст. 5, ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 54-Ф3 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия, кроме прочего, обязан:
1. Подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
2. Обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
3. Обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования.
Кроме того, ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ определено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в установленный законом срок.
Согласно п.4 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ, в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются
сведения о дате, времени его начала и окончания.
Статьей 8 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ установлены общие требования к месту проведения публичного мероприятия, главным критерием которых является отсутствие угрозы обрушения здании и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия, а также иных лиц.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона; обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.
Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в том числе, организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, влекут за собой административную ответственность, предусмотренную ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства

Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ в УК РФ введены новые статьи устанавливающая уголовную ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства (ст. 322.2 УК РФ) и за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ).
Фиктивная регистрация по месту жительства – это регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.
Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания)
Совершение действий предусмотренных статьей 322.2, как и ст. 322.3 УК РФ наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности
Правовые основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
В отношении таких общественных и религиозных объединений выносится решение о приостановлении деятельности. За невыполнение указанного решения и продолжения осуществления деятельности наступает административная ответственность в соответствии с требованиями ст. 20.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В отдельных случаях судом принимается решение о ликвидации и запрете деятельности в связи с осуществлением экстремизма. За организацию деятельности общественных или религиозных объединений, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете предусмотрена уголовная ответственность по ст. 282.2 УК РФ.
К экстремисткой деятельности относится пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Статьёй 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также за унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенных публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Уголовная ответственность за указанные действия возникает у лица, достигшего 16 лет.
За публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности также предусмотрена уголовная ответственность по ст. 280 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С 14.11.2013 ответственность за преступления террористической направленности усилена.
Предусмотрено возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, за счет средств террориста, а также за счет средств его родственников и близких лиц, если есть достаточные основания полагать, что деньги и иное имущество получены в результате террористической деятельности.
Более того, Уголовный кодекс Российской Федерации пополнился новыми составами преступлений, связанных с терроризмом.
Так, установлена уголовная ответственность за прохождение обучения террористической деятельности, организацию террористического сообщества и организацию деятельности террористической организации (статьи 205.3, 205.4, 205.5 УК РФ).
Создание террористического сообщества наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет; а за участие в террористическом сообществе предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Вместе с тем, законодателем установлено, что лицо, добровольно прекратившее участие в террористическом сообществе и сообщившее о его существовании, будет освобождено от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не может признаваться добровольным прекращение участия в террористическом сообществе в момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных либо иных процессуальных действий.
Таким образом, достаточно большое количество преступных деяний относятся к преступлениям экстремисткой направленности. Таковыми могут быть и деяния, предусмотренные статьями 148,149, 205-214, 275-282.2, 357, 360 УК РФ.
Если же преступление совершено по мотивам политической, идеологической, национальной или религиозной ненависти или вражды, то данное обстоятельств является отягчающим и влечёт за собой усиление уголовной ответственности, а вышеуказанные мотивы в ряде статей УК РФ являются квалифицирующими признаками и также отягчают ответственность.
Наиболее распространённой является экстремистская деятельность, связанная с массовым распространением экстремистских материалов, особенно в сети Интернет.
Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности. Такие материалы признаются экстремистскими судом по месту их обнаружения. Федеральный список экстремистских материалов размещается на сайте Министерства юстиции России. За производство и распространение экстремистских материалов предусмотрена административная ответственность по ст. 29.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ) предусматривает ответственность за:
- противоправные действия, которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, такие как: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 Ко АП РФ);
- пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (ст. 20.3 КоАП РФ);
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Так, в ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов» запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в том числе иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
По фактам совершения преступлений и правонарушений экстремистского характера можно обратиться в органы прокуратуры, следственного комитета, внутренних дел, федеральной службы безопасности.


Утверждены правила ведения Перечня организаций и лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015, вступившим в силу 19.08.2015, утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей.
Информация о наличии оснований для включения организаций или физических лиц в перечень либо исключения из перечня представляется в Росфинмониторинг Генеральной прокуратурой РФ, прокуратурами субъектов РФ и приравненными к ним военными и другими специализированными прокуратурами, следственными органами СК России, Минюстом России, органами ФСБ России, МВД России и их территориальными органами, МИД России.
Перечень доводится до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей.
Решение о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о корректировке содержащихся в перечне сведений об организациях и (или) о физических лицах принимается незамедлительно не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в Росфинмониторинг подтверждающей информации.
Сведения об организациях и (или) о физических лицах, включенных в перечень, а также сведения об организациях и (или) о физических лицах, исключенных из перечня, не реже чем один раз в месяц публикуются в «Российской газете».

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Общественно-политическая районная газета «Рассвет»   Войти