Как было отмечено на недавнем краевом аграрном совещании в Новокубанском районе, импортозамещение ряда сельхозпродуктов, которое ввели в России в ответ на зарубежные санкции, пошло на пользу нашему отечественному сельскому хозяйству, в том числе и овцеводству. К примеру, по статистическим данным, по итогам первого квартала получена прибавка практически всех видов животноводческой продукции, в том числе овечьей шерсти и баранины, а также увеличилось поголовье сельхозживотных. Но также было отмечено, что для дальнейшего успешного развития отечественного и кубанского животноводства предстоит еще многое сделать.

Более года прошло с того дня, как автор этих строк посетил овцеводческую товарную ферму известной в нашем крае трудовой династии Бакуменко из хутора Западного. Опытнейший чабан Василий Иванович Бакуменко, у которого я тогда поинтересовался, что необходимо предпринять для дальнейшего развития овцеводства, ответил: «Необходимо поднять престиж труда работников АПК. Не хочет сейчас наша молодежь идти в животноводство. Заработки здесь совсем небольшие, а трудиться надо с раннего утра до позднего вечера».
В предыдущую нашу встречу было также отмечено, что в советское время овцеводству уделялось серьезное внимание. Государство опекало эту отрасль, выделяя кредиты на развитие. Тогда разводилось более 55 пород овец. Только в Российской Федерации в 1990 году насчитывалось 58,2 миллиона овец и производилось 226,7 тысячи тонн шерс­ти, а более 80 процентов перерабатываемого сырья меховая промышленность получала от овцеводства. И наши последующие встречи с Василием Ивановичем обычно начинались с приятных воспоминаний, когда овцеводство было главной отраслью АПК Успенского района, а наши овцеводы не без основания гордились своими достижениями.
В то время в Северо-Кавказском НИИ животноводства ученые вывели несколько высокопродуктивных пород овец, которые со временем приобрели широкую известность далеко за пределами края. Но Василий Иванович тогда без особого энтузиазма отнесся к переходу района на полутонкорунное овцеводство и новые породы овец. И оказался прав.
— Не приспособлены они для наших косогоров и более привередливы к условиям содержания и кормления. Наш район — зона тонкорунного овцеводства. Как бы трудно ни было, обязательно буду разводить этих овец, а не мясных или полутонкорунных. Ведь главная продукция овцеводства — это не мясо или шкуры, а шерсть, —
отметил в разговоре со мной передовой чабан.
И действительно, много лет главным в овцеводстве оставалось производство шерсти, которая служила основным сырьем для камвольно-суконных комбинатов страны, ведь Кубань производила ее тогда около четырех тысяч тонн в год. Край стабильно снабжал шерстью Невинномысский, Омский и другие комбинаты по переработке шерсти. Такое крупное предприятие, как КСК (теперь АО «Кубаньтекс») еще в 1990-1991 годах полностью было обеспечено своим кубанским сырьем. В индустриально развитых странах Европы и в Японии, где климат не отличается большой суровостью, на душу населения ежегодно приходится 1,5-1,8 килограмма чистой шерсти. В России к 2000 году этот показатель с 1,5 килограмма уменьшился до 200 граммов.
В 90-е годы за короткий период от нашего районного овцеводства ничего не осталось. Разрушили ОТФ, перевели овец, которых было более 100 тысяч голов. Остались без работы и овцеводческие коллективы. Отмечу, что Василий Иванович тогда не растерялся и стал разводить скот на своем подворье. Ему пришлось покинуть родную ОТФ и подыскивать новое прибежище для своего овцепоголовья — им стала одна из бывших колхозных ферм. Много сил и старания приложил для дальнейшего развития семейного овцеводства и сын Василия Ивановича — Сергей Васильевич, который и стал главой преобразованного в крестьянско-фермерское хозяйство их ЛПХ.
В апреле текущего года мы вновь посетили ОТФ Бакуменко. Отмечу, что за прошедший год здесь почти ничего не изменилось, что, кстати, говорит о стабильности хозяйства.
— Действительно, у нас особых изменений нет. Сейчас завершается окот овцематок, которых на ОТФ вместе с баранчиками около 850 голов. Готовимся к стрижке овец — это главная наша кампания. Как и в прошлые годы, шерсть — главный продукт. В прошлом году в среднем за один реализованный килограмм шерсти выручили 62 рубля. А сейчас предлагают уже 120 рублей, что связано с импортозамещением и ростом доллара. В нашем крае субсидируется только тонкая или полутонкая шерсть, благодаря чему у фермеров Кубани появился интерес к разведению мериносовых овец. В частности, к нам приезжали аграрии из Белореченского района, которые ознакомились с нашими овцами. Мы с ними пока не сошлись в цене, но надеемся, что эта проблема решится. Ведь у нас в крае практически нет конкурентов, так как всего два или три КФХ занимаются разведением овец тонкорунной породы. Есть еще одна причина разводить эту породу. Оказалось, что овцы из Калмыкии, которых интенсивно завозят на Кубань, здесь сильно страдают от клещей, что часто приводит к их падежу. В прошлом году у нас был покупатель, который по этой причине решил расстаться с мясными овцами, и закупил овец у нас, —
рассказал Сергей Ва­сильевич.
Василий Иванович все это время не только принимал активное участие в нашем разговоре, но и внимательно наблюдал за отарой овец, которая паслась неподалеку.
— Так сложилось, что у нас с соседями, которые занимают другую половину кошары и разводят крупный рогатый скот, всего 4 гектара земли, а вокруг, как видите, все чужое. Своего пастбища в нашем КФХ нет. Пасем овец, где только возможно. Так что прошлогодняя наша мечта о собственной земле так мечтой и осталась. Ну, а как развивать овцеводство без собственной земли? Это тоже сейчас злободневный вопрос. Свободных земельных участков здесь нет. Не хотелось бы, как говорится, сгущать краски. Но если дальше так пойдет, то скоро негде будет заготавливать сено. А ведь раньше здесь паслись тысячи голов овец и скота, и всем травы хватало, — посетовал В.И.Бакуменко, который отметил, что при любых условиях обязательно вмес­те с сыном будет заниматься разведением овец, отдавая предпочтение тонкорунным породам.
— Только с введением зарубежных санкций в нашей стране поняли, что пускай отечественная сельхозпродукция дороже импортной, но она своя, родная. Во многих странах фермерам выплачивают значительные субсидии за производство сельхозпродукции. Здесь понимают, что нет ничего важнее продовольственной безопасности. Раньше часть овечьей шерсти и почти всю импортную баранину закупали в Австралии, правительство которой активно выступило против России. Так что на чужого заграничного дядю надеяться не стоит. Необходимо иметь все свое, собственное, в том числе и продукцию овцеводства. Хорошо, что у нас это поняли, благодаря чему стали больше уделять внимания развитию отечественного сельского хозяйства, — высказал свое мнение В.И.Бакуменко.
Обсудили мы с фермерами-овцеводами еще одну проблему: увеличение численности овец в КФХ и ЛПХ часто происходит из-за стихийного завоза разнопородного и разнокачественного поголовья. А это приводит к нарушению сложившегося зонального породного районирования и неизбежно ведет к деградации основных показателей продуктивности — уменьшению живой массы, снижению уровня воспроизводства стада. Сейчас даже на Кубани количество овец местных пород дошло до критического предела. Более того, наблюдается отсутствие спроса на племенных животных, произведенных в специализированных хозяйствах, что требует создания более эффективной системы племенной работы.
Многолетний опыт свидетельствует, что в связи с различиями природно-экономических факторов чистопородное разведение европейских и других импортных пород в наших условиях малоперспективно. А потеря любой оте­чественной породы овец это лишение будущего овцеводства России.
В завершение нашего разговора овцеводы показали недавно появившийся на свет молодняк, который вместе с овцематками находился в базу около кошары. Ягнята постарше осторожно пробовали на вкус сено и вместе с более младшими собратьями аппетитно причмокивали парное мамино молочко. Наевшись, устраивали массовые забеги от стенки кошары до ограды база — только и мелькали их белые хвостики! Ягнята просто прекрасные — ухоженные и резвые, о чем я и сказал овцеводам. А Василий Иванович в ответ: «Смотри, не сглазь! Окот, по крайней мере, не хуже прошлогоднего. Надеюсь, что и стрижку проведем без проблем, и этот високосный год для нас будет удачным. Назад у нас дороги нет!».
И.ИГНАТОВ.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.