Главная / КУЛЬТУРА, ИСТОРИЯ / Хлеб — дар Божий

Хлеб — дар Божий

Жизнь журналиста богата на встречи.
Иной раз они мимолетны и ни к чему не обязывают.
А порой одна из них, словно магнитом, притягивает к себе вторую,
а та — третью… И так происходит до тех пор, пока ты все-таки
не берешься за ту тему, которую «подбросил» первый твой собеседник
из «цикла» таких творческих встреч и звонков.
И которого затем уже, не сговариваясь, поддержали другие земляки. Сегодня, к примеру, речь пойдет об одной из таких тем — о хлебе.
И начнем разговор с мнений наших читателей.
Хочется
чего-нибудь такого… Невозвратимого…

Как-то раз за обильным праздничным столом прозвучала фраза о том, что полки-то в продуктовых магазинах переполнены, а брать порой ничего и не хочется. И не потому, что за последние годы цены взлетели к облакам. Еще и не тот вкус у продуктов. Наполнители, разрыхлители, эмульгаторы, стабилизаторы, усилители и накопители… «Эх! Лет тридцать бы назад отмотать, да получить возможность еще раз в этой жизни поесть советских продуктов! Сегодня даже хлеб уже не тот!..».
Ну, что ж, человеку, рожденному и росшему в эпоху социализма, такие несбыточные мечты вполне понятны. Юношеству же их в толк не взять: оно-то, как раз, взрощено на этих разноплановых «Е» — съедобных и ядовитых. Может быть, потому и просят вернуть уже подзабытую технологию выпечки знаменитого в нашей зоне и на территории ближайшего Ставрополья успенского хлеба жители района «в возрасте», чтобы показать молодежи все плюсы «живых» продуктов.
С этой темой одной из первых пришла в редакцию «Рассвета» еще в июне жительница райцентра, до выхода на пенсию долгое время проработавшая на Успенском хлебокомбинате. Она рассказала о том, как заказывали свадебный каравай, и что получили на руки вместо ожидаемого пышного и румяного праздничного хлеба.
— Не подошедший, пересоленный, «забитый», изготовленный из пресного теста вместо положенного сдобного, да еще и со всех сторон подгоревший, даже на внешний вид не пробуждающий аппетита, — с горечью говорила посетительница. — Свадьба — главное событие
в жизни, хочется, чтобы оно запомнилось и молодым, и гостям, которых обязательно нужно по обряду угостить кусочком свадебного каравая. А как такое изделие людям было предлагать? Попробовала поговорить с коллективом мини-пекарни, так меня и слушать не стали. А ведь наше поколение может подсказать, как исправить ошибку, у кого спросить правильный рецепт. Учиться ведь никогда не поздно. Не хочу хвастаться, но когда-то и хлеб,
и выпечка (в том числе — и свадебные караваи, и «шишки») нашего Успенского хлебокомбината славились на всю округу. Теперь уж ни того хлеба, ни тех булочек днем с огнем не сыщешь: утеряны технологии. Мне предлагали вернуть деньги за каравай, да я не взяла. Не в них дело. Обидно просто стало за людей: и тех, кто свадебного хлеба не попробовал, и тех, кто еще придет после нас его заказывать. И за каравай горько: скормили его животине. А ведь этот праздничный хлеб должен был стать украшением стола…
Наша собеседница не скрыла своего имени. Сегодня оно не называется по ее просьбе. Тогда мы помогли землячке связаться с руководством предприятия
и обсудить наболевшую проблему. Но тема осталась открытой, так сказать, подвисшей в воздухе, потому что основной идеей обращения было качество предлагаемой покупателю продукции.
Следующее обращение в редакцию по этому же поводу поступило уже осенью.
И его автором стала тоже жительница села Успенского Лилия Александровна Супрунова, позвонившая на телефон главного редактора.
— Что произошло за последние годы с хлебом? — с горечью спрашивала она. —
Кем, в каких условиях и по каким технологиям он печется? Качество у него —
не очень хорошее, купленная свежая булка даже хлебом не пахнет. О том аромате, который разносился далеко вокруг работающего Успенского хлебокомбината, остается только рассказывать молодому поколению и самому вспоминать с тоской. Я уж не говорю о желании поесть именно ТОГО хлеба: нашего, родного, знаменитого далеко за пределами района.
Славился наш район хлебом. За ним приезжали из Армавира и Ставрополья, его увозили с собой в качестве подарка гости района. И это было заслужено.
А сколько разновидностей выпекалось! Почему бы сейчас не встретиться руководству «Лавины» со старыми сотрудниками хлебокомбината, не попытаться возродить забытую технологию? Почему не добавить к уже имеющемуся ассортименту «серый» хлеб, незаменимый к борщу да супу?
Не хочу никого обидеть своими замечаниями, но давайте не будем останавливаться на достигнутом, давайте работать над развитием производства, на покупательский спрос. Ведь возможности, думаю, для этого есть: урожай пшеницы получен отменный, муки для выпечки —
с избытком. Осталось подготовить простор для творчества хлебопеков.
Другой вопрос, который хочу поднять сегодня: кто следит за качеством хлеба
и булочек, поступающих в продажу? Конечно, на вкус и цвет — товарищей нет, среди того разнообразия, что есть на прилавках, можно попробовать подобрать что-то по своему вкусу. Но как относиться к такой увиденной нами картине: водитель хлебовозки несет лоток с хлебом и… одновременно курит? Догадайтесь, куда пепел просыплется?..

«Проверки
в плановом порядке
не проводятся…»

После звонка Лилии Александровны мы направили в территориальное управление Роспотребнадзора запрос СМИ,
в котором попросили прокомментировать, как ведется контроль за качеством продаваемых в магазинах Успенского района хлеба и хлебобулочных изделий. Ответ редакции дал и. о. начальника ТОУ Роспотребнадзора в г.Армавире, Успенском, Новокубанском, Отрадненском районах Е.В.Латий. Публикуем его дословно:
«Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в г.Армавире, Успенском, Новокубанском, Отрадненском райо­нах разъясняет, что согласно объявленным Правительством Российской Федерации контрольно-надзорным каникулам на 3 года в отношении малого и среднего бизнеса, в том числе в отношении субъектов, занятых производством хлеба и хлебобулочных изделий, проверки в плановом порядке не проводятся. Внеплановые проверки проводятся при поступлении в контрольно-надзорные органы письменных обращений потребителей на ненадлежащее качество хлеба и хлебобулочных изделий, в соответствии с требованиями ст.7, п.1,4 ст.11 Федерального закона №59 от 02.05.2006 г. при оформлении обращений должным образом (с указанием хозяйствующего субъекта, его реквизитов, адреса фактического осуществления дея­тельности) в рамках законодательства в сфере защиты прав потребителей, при указании нарушений требований санитарного законодательства проверка хозяйствующего субъекта проводится по согласованию с прокуратурой муниципального образования.
В соответствии с принятыми Государственными отраслевыми стандартами на хлеб и хлебобулочные изделия установлены сроки хранения: хлеба из пшеничной муки — 24 часа, из смеси ржано-пшеничной муки, ржаной муки — 36 часов, мелкоштучных хлебобулочных изделий — 16 часов от момента выхода из печи производителя.
Хлеб доставляется в торговую сеть охлажденным, на деревянных лотках, оптимальная температура хранения хлеба
и хлебобулочных изделий — 20-25 градусов по Цельсию. При влажности воздуха 75 процентов.
При нарушении условий доставки
в торговую сеть (неохлажденный хлеб), условий хранения, при использовании для выпечки хлеба муки, зараженной возбудителями «картофельной болезни»,
в жаркое время года в теплом хлебе развивается «картофельная болезнь» — хлеб становится непригодным для употребления в пищу. В соответствии с требованиями действующего законодательства, производитель пищевых продуктов, в том числе хлеба, хлебобулочных изделий
в рамках программы производственного контроля обязан осуществлять контроль, в том числе лабораторный, за качеством и безопасностью сырья, технологических процессов, готовой продукции.
В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в течение прошедшего периода 2016 года от потребителей Успенского района обращений и жалоб на ненадлежащее качество хлеба и хлебобулочных изделий не поступало».

Сила привычки или вкусовой притягательности?

И еще несколько мнений, которыми мы попросили поделиться жителей района. Вопрос всем респондентам задали один: какому хлебу отдаете предпочтение?
И первому слово предоставляем предпринимателю.
Валентина Николаевна Литовченко, ИП Литовченко, магазин «Успенский хлеб»:
— В реализацию хлеб берем у тех производителей, которых уже давно знаем. Это такие предприятия, как «Источник» из Армавира, «Армхлеб», ИП Поляновский, ИП Орлова, пекарня из Старой Станицы и ООО «Лавина». «Лавину» хорошо наши жители берут, доставлять его тут недалеко, многие жители подгадывают время покупки уже к приходу машины с хлебом. «Армхлеб» в работе использует старую технологию выпечки, их хлеб не крошится —
его тоже многие распробовали. Спрашивают и продукцию «Источника». Если остается нереализованный товар, отправляем его производителю — меняем на свежий, этот пункт прописан в договорах.
Вообще хочу сказать одно: на любой хлеб есть свой покупатель. И люди объясняют свои пристрастия: кому-то нужно, чтобы не крошился, кто-то предпочитает «солененький», а кто-то, с детства приученный к успенской продукции, не изменяет ей и сейчас. Хлеб, по-моему, всегда хороший: плохого, мне кажется, просто не бывает, ведь он — обязательный продукт на столе. Домой для себя я всегда беру продукцию «Армхлеба».
Елена Ивановна Николаева, жительница села Успенского (фамилия изменена по просьбе респондента):
— Конечно, предпочтение отдаем хлебу с «буковками». Почему? Продукцию «Армхлеба» знаем уже не один десяток лет (мы с супругом — армавирцы, переехавшие
в Успенское). Неплох еще и прочноокопский, на сыворотке вариант неплохой, соседи хвалят. Вообще с годами от хлеба мы начали отказываться, сегодня, можно сказать, в семье его практически не едят, беру, в основном, для котлет. Когда-то был отменным вкус у успенского хлеба: его не только жители района ели с удовольствием.
Помните те времена, когда на хлеб
у нас в районе талоны ввели? А ответ на это решение местной власти был прост: много его вывозили за пределы района, самим успенцам порой не хватало, хоть наш хлебокомбинат и работал в то время круглосуточно в три смены. Да еще «серый» хлеб некоторые хозяева покупали, чтобы животину накормить, экономя на приобретении корма — с этим тоже боролись таким образом. Ну, вот, вкратце, наверное, и все. Добавлю только одно: большинство сортов хлеба, продаваемого сегодня в магазинах (и больших, и малых), — на один вкус. Может, еще и поэтому почти вывели мы его из семейного рациона…
Нина Ивановна Семенова, гостья района:
— Я в вашем Успенском районе не была около тридцати лет. Многое изменилось: села, конечно, преобразились, люди живут хорошо, это видно по обилию личного транспорта, по тому, что берут в магазинах. Поверьте, заезжему человеку это сразу
в глаза бросается. Но хочу сказать вот что (только без обид, пожалуйста!): того успенского хлеба, о котором я мечтала, сидя в поезде, сейчас в районе нет. Я понимаю, ушли старые кадры, утеряны старые технологии. Но почему бы не попытаться возродить рецептуру? Не так уж и много времени с той поры минуло, когда она применялась.

Хлеб как предмет культа

Вот такие мнения. И вопрос, поднятый нашими читателями, далеко не праздный. Хлеб издавна и у всех народов считался символом благополучия и достатка, к нему относились очень бережно. И это подтверждается его историей, насчитывающей, по мнению ученых, более чем 15 тысяч лет. Первый хлеб, как предполагается, представлял собой подобие запеченной кашицы из крупы и воды или же был получен экспериментальным путем манипуляций с водой и мукой.
Второе его рождение фиксируют уже в Древнем Египте (около пяти-шести тысяч лет назад). Там уже пекли хлеб, разрыхляя тесто способом брожения. Затем искусство приготовления «кислого» хлеба от египтян перешло к грекам. Высоко ценился разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Кстати, уже у римлян и появились крупные пекарни и довольно высокий ассортимент выпечки.
В средневековой Англии черный хлеб ели лишь бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок, которые после обеда собирали в корзину и раздавали неимущим.
Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса — это отмечали практически все иностранные путешественники. Может быть, поэтому на Руси издревле владели секретом приготовления дрожжевого теста. И хоть пекли хлеб в каждом доме, работали в городах русских и пекарни, которые назывались избами.
А вот какой курьезный факт, связанный с любовью русичей к черному кислому хлебу, до сих пор вспоминают историки. Один из важнейших в истории Европы расколов — разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие — произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине XI века в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии: о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный — согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва IX употреблять кислый хлеб. А не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси, которые высоко ценились.
Многочисленных обрядов, связанных с хлебом, мы сегодня всех уже и не упомним. Но несколько можем упомянуть. У славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Многие из этих обрядов до сих пор применяются нами.

Разговор не закончен…

…«Ты зачем сдобную булку к супу режешь?» — с гневом вопрошали меня воронежские однокурсницы, на глазах (всухую!) опустошая тарелку с ломтями нашего кубанского белого хлеба, сутки проведшего в поездной жаре, а потому по моим меркам — изрядно зачерствевшего. Пришлось объяснять, что на Кубани белый хлеб едят и с первым, и со вторым, и с маслом да вареньем — к чаю. А в нашем Успенском районе такой вкуснейший хлеб — визитная карточка.
Не согласились со мной девочки — к обеду своего порезали, черненького, за ножом тянущегося. Да заставили потом привозить на каждую сессию по несколько булок хлеба различного вида: большого и маленького; круглого, овального и кирпичиком; белого и «серого» — им наполнялась еще одна специальная сумка. А в Ульяновске мужики аналогичным запретом вогнали в ступор еще одного нашего земляка, только теперь они назвали пасхальным куличом двухкилограммовую белую буханку «мэйд ин Успенский хлебокомбинат». И случай этот прои­зошел тоже в советское время.
…Этим материалом разговор о хлебе не заканчивается. Редакция планирует в ближайшее время встретиться с руководством ООО «Лавина», под эгидой которого работает хлебокомбинат, расположенный в селе Успенском, и подготовить материал уже непосредственно об успенских хлебопеках и о планах предприятия на будущее. Специально отложили этот репортаж ближе к грядущему празднеству: в «Рассвете» уже в традиции писать о хлебокомбинате и его сотрудниках в предновогодних номерах.
С.УСОВА.

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Общественно-политическая районная газета «Рассвет»   Войти