В последний раз мы встречались с Николаем Хаджимурзовичем Булатовым в октябре 2014 года. Он, как и в прежние годы, рассказывал в тот день о радостях и тревогах земляков, обозначая проблемные вопросы и предлагая варианты их решения. Словно и не брали годы свое. Словно по-прежнему руководил он МТФ №1 колхоза имени Кирова, коллектив которой славился хорошими результатами работы и с национальным радушием принимал гостей всех чинов и рангов, приезжавших поднабраться опыта. «Радуюсь каждому прожитому дню! — сказал на прощание Николай Хаджимурзович. — И вам того же советую!»

…Ценить жизнь, сопереживать ближнему и в радости, и в горе, оставаться бодрым духом, несмотря ни на возраст, ни на болезни, научили Николая Булатова его родители. Сами хлебнувшие лиха, они, тем не менее, не держали камня за пазухой. Так жить и детям завещали.

ом отца — Хаджимурзы Булатова — и его жены Мамерджан стоял на окраине аула Коноковский. Семья их была дружная, работящая. Проживали, по тем меркам, зажиточно: имели свою мельницу, шесть коров, лошадей и овец. Но в те годы в стране проходила поголовная коллективизация, вот и Булатовых в 1931-м она хорошо «приласкала»…

Конфисковали мельницу, увели со двора всю скотину, выселили из дома. Хаджимурзу, назвав врагом народа, посадили на пять лет. Мамерджан, привязав к спине котомку с плачущим грудным Якубом (старший брат Николая, родившийся в 1930 г.), пешком отправилась к своим родственникам в Хабезский район. Там и дожидалась возвращения мужа из тюрьмы.

— Собака и та знает, кого кусать, — рассказывал мне Николай Хаджимурзович, вспоминая о делах давно минувших дней. — А перегибы советского государства при раскулачивании до сих пор не поддаются никакой логике. В особенности для нас, детей того времени. Мой отец был как раз одним из тех, у кого советская власть забрала абсолютно все: ни скотинки, ни курицы не оставила на развод, ни дома, ни сарая, чтобы можно было жить.

Потом, правда, реабилитировали, но попробуй было в те годы полностью смыть клеймо «врага народа» и с самого себя, и с семьи: с жены, которая прошла многие километры с Аллахом на устах и в душе, да с сыном, посаженным в самодельную котомку за плечами; с детей, чувствовавших родительские опаску и неуверенность. У меня тень тех лет так глубоко душу накрыла, что всю жизнь боялся лишнего не просто взять, а получить за работу… — казалось, что собеседник мысленно перенесся в видное только ему прошлое, словно, это не Якуб, а он плакал, устав от тяжелой дороги, за материнской спиной…

Вернулся «из мест не столь отдаленных» отец и глава семьи Х.Булатов только через пять лет.

Забрав от родни жену и сына, переселился Хаджимурза на «Конезавод» Хабезского района. Устроился работать конюхом. Там и родились один за другим еще трое детишек: в 1936 году — Борис, в 1938-м — герой нашего рассказа Николай, а в 1940-м — Рая. Хаджимурза назвал третьего сына Николаем в честь своего русского друга, с которым свели его дороги жизни.

Казалось бы, чего человеку надо? И работа спорилась, и хорошие люди его окружали, но в родной аул все равно тянуло. И в 1942 году переехали Булатовы снова в Коноковский. Пережили, как и все, тяжелые военные годы. Глава семьи пошел работать на ферму. После Победы все дружно восстанавливали колхоз. Радовались каждому земляку, вернувшемуся с фронта, каждой новой молодой семье, каждому новому дому, каждому новому малышу, появившемуся на свет. Родились и у Булатовых еще двое сыновей.

С.УСОВА.

Полную версию материала читайте в газете «Рассвет» от 27.11.2021 в №142.

Подпишись на Рассвет и будешь в курсе событий района!

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

You missed