Легкий осенний ветерок колышет то ли водоросли, то ли зеленую тину, наросшие за восемьдесят лет на рельсах противотанкового ежа. Его группа жителей Вольненского сельского поселения недавно обнаружила в обмелевшем русле Кубани, напротив Кутана (так по привычке все еще называют хутор Новенький, расположенный на противоположном от села Вольного речном берегу). Старожилы добавляют: там же, где в конце восьмидесятых нашли и первый такой ёж, до сегодняшнего дня хранившийся на подворье Петра Ивановича Дроздева. В минувшую среду, накануне Дня кубанского казачества, обе находки установили рядом с двумя пушками, у памятника воинам, павшим в боях за Родину в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

 

— Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяют делать верные выводы из прошлого. Сила — в правде!

В.ПУТИН,

Президент Российской Федерации.

 

Первым на постоянное место «жительства» привезли нового ежа. Примерно через полчаса рядом с ним должен был появиться и его сосед, но…

— Эй, казак! — окликнул сопровождавшего «рассветовцев» вольненского ТОСовца, депутата местного совета Юрия Юрьевича Антонова вышедший из дома Петр Иванович Дроздев. — Мы готовы! А машина где?

— Слегка сломалась, — улыбаясь, пожал руку земляку Ю.Ю.Антонов. И пока мы ждали задерживающийся манипулятор, П.И.Дроздев рассказал историю обнаружения первого ежа и показал нам другие, не менее интересные, находки.

— Было это в 1988 или 1989 году, — вспоминал он. — Я работал здесь сварщиком в то время. И как-то увидел в Кубани вот этот еж. История с ним вообще интересная. Он здесь был долгое время, на него опирались, чтобы отдох­нуть, те, кто переходил-переплывал через речку. Есть люди, которые это еще хорошо помнят. Ну, вытащили мы его из русла трактором. И привез я его к себе. На металлолом сдавать, — вы извините! — душа не лежала, даже мыслей таких не возникало. Не все же на деньги меряется! Ждал, когда придет время.

За советом, где же его поставить, обращался я к Светлане Михайловне Багдасарян еще в ту пору, когда она была главой нашего сельского поселения (сейчас Светлана Михайловна — руководитель исполнительного комитета Успенского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» — прим. автора). Спасибо за поддержку и ей, и сегодняшнему главе сельского поселения, сибирскому казаку Дмитрию Александровичу Кочуре. И вот теперь, когда первому ежу нашли пару, я его передаю для установки возле памятника.

 

Противота́нковый ёж (чешский ёж) — простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объемный шестиконечный крест. В отличие от надолбы является относительно мобильным.

Ежи активно применялись при строительстве укреплений, начиная с тридцатых годов прошлого века, например, при постройке Чехословацкой стены на границе Чехословакии и Германии. Новый принцип действия и усовершенствованный образец этого невзрывного противотанкового оборонного средства предложил в 1941 году Михаил Львович Гориккер, генерал-майор технических войск, в то время — начальник обороны Киева и начальник Киевского танкового училища. Ежи менее эффективны, чем минные заграждения, однако их можно в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий и легко перебрасывать с одного участка фронта на другой, что особенно ценно в военное время.

 

— Уже готовятся таблички с описанием истории находок и их характерис­тик, которые поставим рядом с ежами, — дополнил Юрий Юрьевич.

— Им же по восемьдесят лет! — погладил еж Петр Иванович. — Посмотрите, как истончился с этой стороны рельс — время его так «тронуло». Не-е-ет! Красить лучше не надо: потеряется этот самый дух старины. Зачем обновлять? Кстати, что касается древностей, у меня есть и окаменевшая кость мамонта. Настоящая! Чувствуете, какая тяжесть? Выглядит, словно огромный, обкатанный водой и ветром веков голыш. Вот только круглая глубокая дыра в нем и напоминает о том, что это — кость. А здесь вот лежит немецкая каска. Видите, по бокам еще дырочки сохранились аккуратные? Ремень в них крепился.

Успели мы посмотреть и последнюю скульптурную работу, отлитую гостеприимным хозяином: глазастый филин угрюмо посматривал на нас круглыми глазами. «Ты не скучай, — погладил его по голове Петр Иванович. — Скоро перышки покрашу, глаза нарисую. И больше ничем таким заниматься не буду».

 

В России находится более 147 тысяч памятников федерального, регионального и местного значения. Каждый второй из них требует срочного капитального ремонта, специаль­ных восстановительных усилий. В программе партии «Единая Россия» поставлены задачи обеспечить восстановление объектов культурного наследия с использованием механизма государственно-частного партнерства. Поэтому единороссы инициировали выделение средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Культура России» и предложили механизмы объединения усилий государственных институтов охраны и реставрации, бизнеса, экспертного сообщества и общественных объединений, которые уже зарекомендовали себя как успешные практики.

На это, а также на сохранение достоверной истории развития мира и нашей страны и направлен партийный проект «Историческая память».

 

«Ничем таким» — это скульптурами, вырезанными из мягких пород деревьев, с которыми ему помогали армавирцы: сказочные и былинные персонажи и другие — раньше у подворья П.И.Дроздева их только деревянных стояло девять. А были еще из цемента, шин и металла, была и детская площадка, на которой с удовольствием резвилась окрестная малышня: «Сделал ее, чтобы дочка далеко от дома не убегала», — смеется собеседник.

— У нашего хуторского атамана Олега Михайловича Карпова, — подхватил тему разговора Ю.Ю.Антонов, — тоже немало исторических находок: богатая коллекция ружей, ножей и так далее. Многое он передал в школу. Думаю, что в нашей школе — один из лучших музеев в крае, в котором все сделано Олегом Михайловичем. Мы ему, по мере сил, помогаем. Люди относятся к тому, что у нас находят предметы старины, с большим уважением. Уже услышали благодарности и за то, что возле памятника ежа поставили. Старожилы рассказывают молодежи о том, как здесь в годы оккупации были немцы и румыны, как грабили они население, как освобождали от них Успенский район и наше Вольное. И эту память мы обязаны сохранить и передать потомкам, дополнить ее событиями современности.

Но вот и манипулятор. Мужчины начинают планировать, как удобнее и безопаснее подъехать к ежу, как лучше закрепить его на цепях-подвесках. Вновь зашумел мотор, и хозяин мини-автокрана, кубанский казак Александр Алексеевич Кочура аккуратно загружает в кузов военный раритет. И через несколько минут столь же бережно опускает его на землю, уже возле памятника: «Так и должно быть!» — немногословен он.

— Разбередили вы мне сердце, — потирает ладонью грудь с левой стороны Петр Иванович, прощаясь с нами. — Но — молодцы! Начало есть!

— Разбередили, — мысленно соглашаюсь с ним. И добавляю про себя: — И не только Вам.

Наблюдали за установкой «новосела» земляки, вышедшие из своих домов. Подходили сфотографироваться с ребятишками рядом с ежами.

— Мы вот напротив памятника живем, — рассказывала первоклассница Софья Полонецкая. — Я знаю, в честь кого он установлен. И пушки мне особенно нравятся.

…Подвел черту сделанному Юрий Юрьевич Антонов: «Насыщенный день, — сказал он. — Я теперь — домой. Сын две недели был в отпуске, завт­ра ему опять на СВО. Хочется с ним подольше побыть, — и, помолчав, добавил: — Переживаем мы!.. Победы ждем с нетерпением!»

С.УСОВА.

Фото автора.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.