В каждой дружной семье с солидным стажем супружеской жизни, как в красивой песне, есть и свой стройный лад, и мелодия, берущая за душу, и особые слова, что были сказаны однажды и навсегда. И, пусть не повторяются они часто, как в модных однодневных шлягерах, лишенных всякого смысла, но в любящих сердцах эти заветные слова звучат, не умолкая, множество дней и ночей, лет и десятилетий. Только прожить такую жизнь, как и песню красиво спеть, дано далеко не каждому.
Десять лет назад Законодательным Собранием Краснодарского края был учрежден замечательный праздник — День кубанской семьи, как символ крепости супружеских уз, воспитания детей в духе уважения к старшим, почитания вековых традиций и обычаев, которые бережно сохраняются и приумножаются потомками славных древних родов.
У каждой такой семьи за прожитые вместе годы сложилась не только общая судьба, но и свой особый кубанский характер. Трудолюбие, житейская мудрость, хозяйственность и основательность в этих семейных союзах передаются по наследству, как и любовь к народной песне, что и в печали — утешит, и в радости окрылит.
Одна из таких замечательных кубанских семей проживает в станице Николаевской. Супружескому союзу Александра Владимировича и Людмилы Ефимовны Масякиных 25 сентября этого года исполнится 34 года. Оба они — выходцы из многодетных казачьих родов станицы Мекенской Наурского района Чечено-Ингушской АССР.
Одно из самых ярких воспоминаний детства у Александра связано с дедушкой Ефимом Елизаровичем Ильиным, которого земляки ласково звали Лизарич. Присматривая за маленьким Сашей, первенцем в семье сына, чтобы внук-постреленок не потерялся, бегая по станице, дед научил его на вопрос: «Ты чей?», гордо и четко отвечать: «Я Ильин казачок!».
В строгих христианских канонах старшие Ильины воспитали своих детей, к православной вере и молитве приучали и внука. Когда мальчика впервые привели в детский сад, перед обедом он, как и положено, перекрестился и вслух обратился к Боженьке: «Господи Иисусе Христе!..». Дети рассмеялись, а воспитатель и нянечка рассердились и стали возмущаться: время тогда было такое, что религия была под запретом, вера считалась страшным грехом, а нормой жизни провозглашен атеизм и отрицание всякого божественного промысла.
С рождением сестер и братьев Александру, как старшему сыну в семье, вскоре пришлось осваивать и другие науки, а вернее, житейские навыки, много трудиться, чтобы помогать старшим по хозяйству, заботиться о маленьких братьях.
Но, народная мудрость не зря гласит: «Уметь — за плечами не носить!», поэтому все, что он освоил в отрочестве и юности, Александру вскоре пригодилось в семейной жизни.
С Людмилой они знали друг друга с детства, в школе девочка училась двумя классами младше и дружила с его сестрой. Правда, когда после службы в армии Александр предложил ей пожениться, разволновалась и засомневалась. Нет, не в выборе суженого, а в том, как справятся они, молодые супруги, со своими новыми обязанностями. Родители научили ее, что семья — это ответственность, каждодневный труд, умение слышать и понимать другого человека. Александр тогда ее сумел и успокоить, и обнадежить, что он — настоящий мужчина, готов преодолеть любые трудности и со всем сможет справиться, ну и потом, он ведь практически все умеет делать по хозяйству. Но не красивыми словами он всегда ее покорял, а своей уверенностью, постоянной заботой о благополучии семьи.
Начинать молодым пришлось практически с нуля. Александру родители откровенно сказали, что в семье еще четверо подрастают, поэтому помочь молодой семье смогут, разве что по мелочи и добрым советом. У Людмилы ситуация была аналогичной. Мама подарила закаточную машинку, штук двадцать банок для консервации и 20-литровую кастрюлю — хозяйничай дочь!
— Тогда у нас так и было принято, — говорит Людмила Ефимовна, — это сейчас некоторые молодые хозяйки не то, что не умеют дом вести как следует, а даже не стремятся этому учиться, когда мама рядом: она и накрутит, и за детьми посмотрит, и за хозяйством, и за огородом. А при первых испытаниях многие руки опускают, — продолжает она, —
жизнь трудная, денег нет и так далее. А разве нам легче было? Но мы никогда не унывали, а только выше рукава закатывали и с еще большим рвением за дело брались.
Людмила Ефимовна вспоминает, что в те времена тотального дефицита, даже имея достаточные финансы, невозможно было ничего купить. В промтоварных магазинах —
голые полки или километровые очереди, если что-то «выбросили». Пять раз в город ездили перед свадьбой, а ткань на платье невесте и фату так купить и не смогли, только жениха одели, костюм приобрели, туфли, рубашку, а каких усилий это все стоило! А чтобы наряд для молодой справить, свекровь написала сестре Антонине в Москву, та в магазине работала, дефицит могла «достать», она и материал прислала из столицы, и фату. Зато сама свадьба была шумной, хлебосольной, гостей гуляло 200 человек! Первый день, по традиции, во дворе у жениха, второй — у невесты. Соблюли все казачьи свадебные обычаи с переодеваниями, катаниями и повеселились от души! Молодых одарили щедро, свадебных денег хватило даже на домик, небольшой, но свой!
Через год родился первенец, Максим. По совету родителей мужа, решили обзавестись хозяйством, чтобы прокормиться легче было, завели пасеку. Свекр для начала пять пчелосемей подарил, дело пошло, старались, вскоре сами еще десять семей купили, а в Николаевскую уже 40 привезли.
Конечно, покидать родные места было жаль, но тогда обстановка в Чечне выбора не оставляла, и молодые, уже с двумя сыночками, Максимом и Сашей, решили переехать на Кубань, где жили родственники мужа.
Здесь и работа для супругов нашлась, но без хозяйства никак на селе нельзя: держали птицу, свиней, корову. Людмила Ефимовна рассказывает, что правильно обрабатывать гусей после забоя ее научил супруг. Обычно их кипятком ошпаривают, а бабушка в свое время открыла секрет Александру, что тушку нужно прогладить горячим чугунным утюгом через мокрую тонкую ткань перед тем, как ощипывать, — так пух будет гораздо легче и лучше.
Хозяйственность с детства воспитывали и в сыновьях, со временем их стало уже трое. Младшего, в честь предков с материнской и отцовской стороны, назвали Ефимом. Папа постоянно учил ребят сугубо «мужским» делам, а мама увлекла занятиями музыкой, когда организовала детский казачий ансамбль «Калинка», который многие годы подтверждает звание «Образцовый» и известен сегодня далеко за пределами Успенского района.
Окончив в свое время музыкальную школу, а затем и музучилище по специальности «Руководитель самодеятельного оркестра русских народных инструментов», Людмила Ефимовна работала художественным руководителем в Доме культуры станицы Николаевской, занималась с малышами из детского сада, а с 1995 года преподает музыку в станичной школе №8, удостоена Почетного звания «Заслуженный учитель Кубани».
Александр Владимирович, начав трудиться после переезда в станицу Николаевскую пчеловодом в колхозе, вскоре поступил на службу в пожарную часть №131, где служит и по сей день в должности командира отделения, удостоен звания «Отличник пожарной охраны». Оба супруга являются ветеранами труда.
Новый этап в жизни семьи начался после 1991 года, когда был принят закон о реабилитации казачества. А.В.Масякин одним из первых вступил в станичное казачье общество, более 10 лет являлся его атаманом. На этом ответственном посту его сменил сын Александр, службу в казачьей дружине несет сегодня и старший, Максим. Оба создали свои семьи и подарили бабушке и дедушке внучку Юлечку и внука Матвейку. Младший, Ефим пока не женат, продолжает отцовское дело и служит в одной из частей МЧС города Сочи. Всем сыновьям родители дали высшее образование, а у Александра — даже два красных диплома!
Под казачью форму в родительском доме выделен отдельный шкаф, и ее с гордостью носят все казаки Масякины.
Вместе они приходят в храм станицы Николаевской, чтобы помолиться за благополучие близких, малой родины и Отечества.
Людмила Ефимовна поддерживает своих мужчин, ведь ее прадед по отцу, Иван Евстигнеевич Толоконников служил в Собственном Его Императорского Величества Конвое. Основу этой отборной русской гвардии составляли казаки Терского и Кубанского казачьих войск. А значит, казачьему роду — нет переводу!
— Наука семейная — сложная, — признается Людмила Ефимовна, — без терпения, взаимопонимания, поддержки и взаимопомощи, как и умения прощать, супружеский союз не сохранишь. А что простить, всегда найдется! Мы этому учились в семьях своих родителей, у нас опыт перенимают наши сыновья. Наше счастье-это счастье и благополучие наших детей и внуков.
Вот такая она, настоящая кубанская семья, где в горе и в радости, в буднях и праздниках — все вместе и все заодно. Где свою любовь и уважение друг к другу привыкли доказывать делами, реальной заботой о близких, а заветные слова произносят, когда собираются все вместе за большим столом и поют любимые народные песни. Природа щедро наделила каждого из Масякиных и слухом, и красивым голосом. А главное — отзывчивой и светлой душой. Поэтому и песни у них звучат красиво, и история семейная замечательная сложилась: Александр Владимирович и Людмила Ефимовна умеют вкладывать душу во все, чем занимаются!
Е.УСПЕНСКАЯ.
Фото из архива семьи Масякиных.