На Кубани из года в год растут сборы винограда

Никто не будет спорить, что сегодня у Краснодарского края есть все для того, чтобы жители России получали настоящие и качественные отечественные вина. И власти готовы поддерживать тех, кто честно трудится на земле. Сегодня на Кубани расположена треть российских виноградников, причём площадь их растёт рекордными темпами. Собирают в регионе почти половину отечественного урожая винной ягоды. О нынешнем состоянии виноградарства, о том, как господдержка помогает создавать на Кубани питомники, сколько саженцев нужно нашим аграриям и почему стоит больше внимания уделять местным сортам, рассказал доктор сельскохозяйственных наук, научный руководитель функционального научного центра «Виноградарство и виноделие» Северо-Кавказского федерального научного центра садоводства, виноградарства, виноделия Валерий Петров.

 

Субсидии на уход

За последние пять лет в Краснодарском крае общий сбор винограда вырос со 177 тысяч тонн до 217 тысяч тонн в 2019 году. Растут и закладываемые площади — за пять лет с 900 га в год до 2400 га.

— Динамика сейчас положительная, развитию виноградарства в крае уделяется много внимания, — говорит Валерий Петров. — Основное сосредоточение промышленных насаждений винограда находится в Темрюкском районе, в районе Анапы, Геленд­жика, Новороссийска. Имеются насаждения в Крымском, Новокубанском и Ейском районах. Речь идёт о крупных промышленных предприятиях.

Малые формы хозяйствования, по словам доктора сельскохозяйственных наук, чаще выращивают столовые сорта. И делают они это не только на Черноморском побережье, но и в центральной и северной частях края.

— Нынешние показатели можно сравнивать с 1984-1985 годами — временами расцвета виноградарства на Кубани, — продолжает Валерий Петров. — Тогда, перед тем как Михаил Горбачёв подписал указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», и началась массовая раскорчёвка виноградников, урожаи достигли пика. Сейчас в Краснодарском крае мы вышли на те позиции по общему сбору — за счёт интенсивности возделывания виноградари в среднем собирают по 100 и более центнеров с гектара. Но площади виноградников до тех показателей, что были перед началом антиалкогольной кампании, ещё не восстановили.

В планах краевых аграриев — посадить виноград на всех подходящих для него землях. Для этого нужно закладывать
в ближайшие годы по две тысячи гектар.

— Сразу все виноградопригодные земли занять невозможно — требуется пять лет, чтобы ввести виноград в культуру, — объясняет Валерий Петров. — Год — на выращивание посадочного материала. Ещё три-четыре, чтобы довести виноградники до плодоношения.

И здесь, по словам доктора сельскохозяйственных наук, помогает господдержка — субсидии на приобретение посадочного материала, на уход за молодыми насаждениями.

— Когда виноградник ещё не плодоносит, доходов никаких, оборотных средств нет, то эта поддержка очень помогает, особенно малым хозяйствам, — объясняет Валерий Петров.

Одновременно с расширением площади виноградников идёт и обновление старых насаждений. Для всей этой работы необходим посадочный материал.

 

Сто миллионов на питомники

По словам учёного, чтобы засаживать все кубанские площади местной лозой, нужно около пяти миллионов саженцев в год. Но пока в крае растят их процентов на 30 меньше.

— Технические мощности пока не позволяют выращивать 100% посадочного материала, — говорит Валерий Петров. — Мощный комплекс создала агрофирма «Южная», которая сейчас делает два-три миллиона саженцев в год. Если они выйдут на проектную мощность, то смогут закрыть потребности региона. Около миллиона в год производит «Фанагория-Агро».

В прошлом году власти Краснодарского края дополнительно выделили на развитие питомников 100 миллионов рублей.

— В принципе, питомниководство — это доходная отрасль, — продолжает доктор сельхознаук. — Но мелкие хозяйства не имеют оборотных средств, чтобы развивать его. А крупные могут вкладывать и свои средства в развитие.

Сейчас до 70% площадей кубанских виноградников занято импортными сортами. А желательно, по словам Валерия Пет­рова, чтобы хотя бы половину составляли сорта, созданные местными селекционерами.

— Импортные сорта хороши тем, что дают качественное вино, но у них низкий адаптационный потенциал и устойчивость к нестабильным климатическим условиям и вредным организмам, — объясняет учёный. — Наши сорта тоже дают качественное вино, при этом на 99% превосходят импортные по устойчивости к морозам, болезням и вредителям.

Сорта винограда создают методом гибридизации, проще говоря, скрещивания. Родительские формы дают потомство,
в котором у каждого из сотни семян свои особенности. В течение пяти-семи лет это потомство проверяют там, где их создали. Наши сорта — в Анапе, Темрюкском райо­не, Краснодаре.

— И на фоне именно этих экологических условий происходит отбор лучших форм, — продолжает Валерий Петров. — Причём отобранные формы с ценными признаками проявляют их именно в местах создания. То есть если сорт выделили в Краснодарском крае, то лучшие качества он покажет здесь. А если во Франции или Италии — на их территории. Я не против использования импортных интродуцированных сортов, но их надо тщательно изучать, и только после этого внедрять в производство. Каберне, Шардоне и так далее занимают большие площади — они уже проверены, их выращивает весь мир. Но когда завозят новые сорта, надо быть осторожным — климатические условия у нас и в Европе разные. Там климат мягкий, зимой обычно ноль градусов, а у нас температура в Новокубанском районе может опускаться до минус 35, на Тамани и в Анапе до минус 24-28. Достаточно двух-трех дней такого мороза и виноградника не будет. Так и произошло в 2006 году, когда из-за морозов в крае раскорчевали 30% насаждений, причём пострадали в основном импортные сорта.

При этом господдержка, которая идёт из федерального и регионального бюджетов, направлена именно отечественным селекционерам.

— Такая ситуация сложилась в последние годы, — говорит Валерий Петров. — Раньше, наоборот, в приоритете были импортные сорта.

 

Экологичность в приоритете

Импортируют виноградари средства защиты растений, а это очень затратная статья расходов.

— Отдельные препараты производят и у нас, — объясняет учё­ный. — Но сейчас в России в целом и в крае, в частности, больше идёт упор на применение биологизированных методов выращивания винограда. Это позволяет минимизировать использование химии, сохранить экологию и улучшить качество винограда.

По словам Валерия Петрова, использование высокоадаптивных, устойчивых к морозам, болезням, вредителям сортов несёт экономическую выгоду — их не надо укрывать, опрыскивать приходится реже. Да и с экологической точки зрения больше плюсов.

— Только биологических средств для борьбы с болезнями и вредителями недостаточно, поэтому их всё равно совмещают с химическими препаратами, — продолжает доктор сельскохозяйственных наук. — Много внимания уделяется поддержанию плодородия почвы за счёт органики, например, сидератов (растений, выращиваемых с целью последующей заделки в почву для улучшения её структуры, обогащения азотом и угнетения роста сорняков. — прим. ред.). Травы могут высевать в междурядьях виноградников весной и осенью либо использовать длительное задернение — постоянное выращивание, скашивание и заделка в почву. Здесь важно подбирать растения, которые не угнетают развитие винограда. Ещё один элемент такой технологии — использование микроорганизмов, которые увеличивают эффект задернения, активно разлагая биомассу после скашивания.

Дина ПРИГОРОВА.

Фото: Игорь ГЛАЗКО.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.