В ушедшем году не стало протоиерея Анатолия Ложкина, старейшего священника Успенского района. Но в том и счастье, что связь пастырей со своими духовными чадами не прекращается и после кончины. Сейчас, читая его наказ, мы, словно, слышим голос батюшки. Именно так он всегда обращался к нам своими мудрыми и любящими словами.
«Перед нашим поколением стоит высочайшая задача: передать потомству духовно обустроенную державу, где один за всех, и все за одного. И этот мощный духовный базис позволит нам поднять любую техническую надстройку. Экономику государства при духовно здоровом обществе можно воздвигнуть из пепла за самое короткое время — такие периоды в жизни России уже были.
Вспомним еще раз слова великого премьера Петра Аркадьевича Столыпина: «Дайте государству 20 лет покоя — внутреннего и внешнего, — и вы не узнаете нынешней России».
Бессознательно спастись нельзя. Только сознательно может человек оградить себя от зла. И сознательно творить добро, не зная учения о спасении, тоже невозможно. Слабой и своекорыстной природе человека учение Христово не по силам. Вот и принимаем мы его частицами, изъятиями. А принять можно только целостно. Иссякает на Земле добро. И это страшнее утраты гумусного слоя, страшнее отравления живой природы. Ибо в основе всех природных и социальных катаклизмов — оскудение добра в сердце человека.
Вера — как голос совести, как страх Божий. Двумя путями, в основном, приходит к вере современный человек. Узким — через размышление, созерцание, концентрацию мысли. И широким — через великие скорби. Ищущему дорогу Господь поможет. Но надо остановиться, хотя бы на минутку, и задуматься. Ан нет, все некогда. Мы слишком заняты земными делами, чтобы поднять глаза к небу. Бежать надо! А куда?..
Христианство — это не «шведский стол» на званом обеде, где можно что-то взять, а от чего-то отказаться. Учение целостно, и целостной должна быть личность. Целостным — мировоззрение. И целостной — практика жизни. Вот цитата из Библии: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Божественная глубина, поэзия, тайна соединены с Божественною, поистине, простотой изложения.
Служение идее Вечности требует жертвенного отношения. Злаки, в отличие от плевел, и восходят не вдруг, и возрастают не споро. Выбор между верою и безверием — это и выбор между миром и войной. Человек, живущий по Закону Божию, обретает состояние прочного внутреннего мира. Почему предки все успевали? Потому, что знали время, когда нужно трудиться, когда — молиться, а когда — веселиться. Имея выбор во всем, не знали выбора в главном, с младенчества наставленные в том, что веру и Родину не выбирают.
Выбор — какой быть России в третьем тысячелетии, может быть, в значительной мере определен семьей. Если она будет высоконравственной, крепкой, здоровой — это неизбежно отразится на всем государственном устройстве. Выбор зафиксирован в Евангелии, смысл его прекрасно передан словами: «Ищите прежде Царства Небесного и славы Его, все остальное приложится вам».
Протоиерей Анатолий ЛОЖКИН.
(из книги «Записки законоучителя»).
Царство Небесное почившим служителям Божиим!