Сколько сил, труда, души и терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли образованными людьми. И наш рассказ сегодня об удивительном человеке и профессионале своего дела — учителе химии средней школы №1 Вере Ильиничне Рудневой.
Эта беседа состоялась в святая святых кабинета химии — в лаборантской.
Вера Ильинична родилась и выросла в Тбилиси. В 1987 году окончила Грузинский политехнический институт с красным дипломом по специальности «инженер химик-технолог» и после этого приступила к работе в исследовательской лаборатории института. Она мечтала о том, чтобы продолжить свою работу в области научных исследований. Однако обстоятельства сложились иначе, и из-за политической обстановки семье Веры Ильиничны пришлось переехать на Кубань.
— В станице Спокойной Отрадненского района жили мои бабушки и дедушки. В детстве я часто проводила летние каникулы в станице, поэтому было логичным, что мы переехали ближе к родным, — говорит Вера Ильинична.
Она признается, что никогда не мечтала стать учителем.
— Моим любимым предметом была литература, и какое-то время я мечтала стать журналистом. Но все изменилось, когда познакомилась с химией. Химия стала моим любимым делом и источником непрерывного вдохновения, — рассказывает Вера Ильинична. — Моя учительница химии в школе была известна своей строгостью, и ее боялись все в классе, но, тем не менее, каждый из нас хорошо знал этот предмет. В те времена использовались только мел и доска, и, конечно же, эксперименты. Именно через них она смогла заинтересовать нас.
В семье не было учителей: мама, Тамара Кузьминична, работала в ателье, а отец, Илья Сисоевич, был инженером-агрометеорологом и работал в грузинском гидрометцентре. Даже сыновья, Дмитрий и Илья, выбрали иные профессии.
— Мой старший сын Дмитрий стал священником. Он закончил Белгородскую семинарию и параллельно получил образование в Белгородском государственном университете по специальностям «историк» и «социальный педагог», — продолжает Вера Ильинична. — Несмотря на то, что он выбрал духовную стезю, Дмитрий продолжает преподавать в воскресной школе в городе Пересвет, недалеко от Сергиева Посада. Младший сын Илья имеет инженерное образование и занимается ремонтом техники — телефонов, телевизоров, компьютеров, что у него прекрасно получается.
Педагогическая карьера Веры Ильиничны началась 29 лет назад в средней школе №11 хутора Веселого.
— От педагогов в значительной мере зависит будущее страны и края. Они должны уметь увидеть у ребенка способности, помочь развить их, чтобы детский талант не пропал даром. «Мы в жизни обязаны родителям и учителям, —
Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края.
— Я случайно узнала, что в школе хутора Веселого нет преподавателя химии. После собеседования с директором — Валентиной Ивановной Бобрышевой — меня приняли, и с того момента началась моя профессиональная деятельность в качестве педагога. Это было совершенно неожиданно для меня, но жизнь иногда удивляет нас такими странными поворотами. Затем мне пришлось поработать и в других школах района, а в итоге осталась в средней школе №1. Понимая, что мне необходимо дополнительное образование для работы с детьми, я прошла курсы профессиональной переподготовки по специальности «учитель химии». С 2019 года являюсь тьютором по подготовке к итоговой аттестации по химии. И кроме обычных обязательных для каждого учителя семинаров по повышению квалификации ежегодно прохожу обучение на тьюторских курсах.
— Как Вам удалось найти общий язык с детьми?
-Честно признаться, мне было сложно свыкнуться с новой ролью. Я пыталась заинтересовать их так же, как делала это моя учительница, — через эксперименты. Показывала им, что химия необходима не только для тех, кто свяжет ее со своей профессиональной деятельностью, но также и в повседневной жизни. Дети с увлечением записывали химические реакции и радовались, когда эти реакции подтверждались при проведении опытов. И уже потом я поняла, что это и есть мое место в жизни — быть учителем химии.
— Если я не ошибаюсь, у Вас есть еще одно высшее образование…
— Да, верно. Я окончила Армавирский православно-социальный институт. В школе я также вела внеклассные занятия — «Основы православной культуры». К религии у меня особое отношение. В детстве я часто ходила с родителями в храм. Это было что-то особенное — часть моей жизни. Я верю, что религия имеет огромное значение в жизни каждого человека.
— Обычно в сознании людей наука и религия находятся по разные стороны баррикад и несовместимы друг с другом…
— Чем глубже мы изучаем науку, тем больше осознаем, что весь мир устроен по определенным законам и все создано по единому плану. Невероятные открытия и закономерности не перестают меня удивлять. Естественно-научная картина мира не противоречит библейским представлениям, а, наоборот, подтверждает их. Это позволяет мне видеть современную науку в качестве дополнительного подтверждения того, что заранее было сказано в Библии.
— Например?
— Изучая так называемые «мировые постоянные», ученые решили провести эксперимент и проверить, как бы изменился наш мир, если бы одна из этих постоянных была другой. Их результаты оказались удивительными. Оказалось, что даже самое маленькое изменение в параметрах Вселенной привело бы к катастрофическим последствиям и невозможности существования жизни на Земле. Например, если атмосфера нашей планеты содержала бы более 40 процентов кислорода, все бы сгорело, а если бы было менее 21 процента, то аэробные организмы не могли бы существовать.
А если бы в атмосфере было на 2-3 раза больше углекислого газа, развитие Земли напоминало бы Венеру, а если бы его не было вовсе, температура составляла бы минус 17 градусов Цельсия.
— У Вас есть какая-то методика подготовки к ЕГЭ на 100 баллов?
— Подготовка к ЕГЭ требует много усилий и времени, ведь это важная ступень в жизни наших выпускников. Я провожу консультации после уроков, где каждый ученик может получить дополнительную помощь и поддержку. В прошлом году результаты экзамена колебались от 55 до 97 баллов, и я рада, что мои ученики достойно выдержали экзамен. В этом учебном году шесть учеников из 11 класса и четверо из 10 класса выбрали сдавать ЕГЭ по химии. Уже готовимся — мы активно отрабатываем теоретический материал, решаем контрольно-измерительные материалы, и я внимательно оцениваю работы каждого ученика, определяя, в какой дополнительной помощи они нуждаются. Иногда нам приходится использовать ресурсы, такие как «Решу.егэ», чтобы эффективно тренироваться и закреплять полученные знания, а иногда и самостоятельно разрабатываю задания.
— Что необходимо для того, чтобы добиться успеха в учебе?
— Важно понимать, что успех в учебе требует слияния трех компонентов: труда учителя, усилий ученика и поддержки со стороны родителей. Если возникают какие-либо проблемы или трудности, я обращаю внимание родителей на определенные области, где возникают сложности, и прошу их оказать помощь, проконтролировать. Только в такой триаде мы можем достичь успеха в образовании и гармоничном развитии наших детей.
— Насколько строго Вы оцениваете учеников?
— Я придаю большое значение демократичному подходу к оценке детей. Если ребенок выбирает химию для сдачи ОГЭ или ЕГЭ, то и спрос уже другой. Упражнения и критерии оценивания совершенно отличаются. Моей целью не является просто поставить двойку, я хочу, чтобы ученик понял материал и успешно сдал экзамен.
— Идеальный учитель: какой он?
— Идеальный учитель — это сочетание профессионализма, человечности и доброты. Он не только передает знания ученикам, но и стремится воспитать хорошего человека, раскрыть его светлые стороны. А еще очень важно любить детей. Даже если ученик «сорви голова», подход тоже можно найти и заинтересовать химией или любым другим предметом. Был случай с мальчиком в 9 классе. У него не было проблем с дисциплиной, но была тройка по химии. Это очень задело его, и на летних каникулах он усердно занимался. А когда пришел в 10 класс, он приятно меня удивил. Теперь у него твердая четверка с плюсом, что свидетельствует о его упорстве и стремлении к лучшим результатам.
За время работы в школе Вера Ильинична выпустила немало ребят, которые увлеклись этой наукой и поняла, что это ее призвание. Вера Ильинична всегда с учениками наравне. Относится с уважением к каждому. Эта прекрасная женщина — настоящий энтузиаст своего дела. Уроки химии проходят очень интересно: учебники и работа по программе лишь небольшая часть того, что дети изучают. Вера Ильинична «заражает» школьников оптимизмом и любовью к такой интересной науке, как химия. И после школьных знаний педагог остается каждому из них настоящим другом.
С.ВАХНИНА.
Фото автора.