В канун 77-й годовщины начала Великой Отечественной войны в прошлом году в редакцию «Рассвета» пришло очередное обращение военного комиссара Новокубанского и Успенского районов Ю.Волобуева. В нем сообщалось о том,что из краевого военкомата поступила информация о розыске родственников красноармейца Ивана Герасимовича Евдокименко, 1910 года рождения, погибшего 20 апреля 1943 года на Малой земле в Новороссийске. Первичные сведения о родных бойца, занесенные в его документы при мобилизации на фронт, а затем вписанные и в «Список безвозвратных потерь личного состава 182 ОБС с 17 апреля по 20 апреля 1943 года», были о жене Ивана Герасимовича Антониде Лукьяновне Евдокименко, проживавшей в станице Успенской.
Несмотря на то, что наше Успенское в этих документах именовалось не селом, а станицей, в голове прочно засела мысль: «Это наш!» Может быть, потому, что у моего одноклассника была такая же фамилия, может, просто сыграла свою роль журналистская интуиция, но я сразу же стала искать контакты с семьями Юрия и Андрея Евдокименко.
Да, это наш дед! подтвердил мою догадку Андрей Викторович. К сожалению, мы о нем толком ничего не знаем… Когда начинали расспрашивать бабушку, она всегда отвечала одной фразой: «Погиб на войне…» Знаем только, что был дед портным, что оставил после себя троих детей и ушел воевать. Уже после смерти отца, разбирая оставшийся от него семейный архив, я нашел небольшую фотокарточку деда.
Отголосок истории эхо войны…
А мы нашли в военном архиве страны скупые сведения о солдате Великой Отечественной. Уроженец Краснодара, призывался на фронт Иван Евдокименко Краснодарским горвоенкоматом. Военное звание у него было самое распространенное красноармеец. А военные должность и специальность линейный надсмотрщик. С первого раза и не поймешь, что речь идет о связисте. Об одном из сотен тысяч тех, кто ставил телефонные столбы и тянул телефонные провода в любую погоду и в любых условиях, кто сращивал под огнем врага места их разрывов, обеспечивая связь между частями, корректируя огонь нашей артиллерии и так далее. Это и была их работа. А «попутно» отбивались связисты от врага, уничтожая неприятельских солдат. Это тоже была их работа. Солдатская.
Более миллиона военных связистов участвовали в сражениях Великой Отечественной войны, обеспечивали устойчивую связь для управления войсками и оповещения об обстановке на фронтах, снабжали штабы необходимыми сведениями, доставляли оперативную информацию в боевые части, передавали на места боевые приказы командования об этом вам расскажет любой историк, любой из ветеранов.
Подвиги военных связистов по достоинству оценены Родиной: 304 человека удостоены звания Героя Советского Союза, 133 полные кавалеры ордена Славы, сотни тысяч связистов и 645 частей связи награждены боевыми орденами и медалями, 172 подразделения связи названы в честь освобождаемых ими городов. Это сухие сведения статистики.
Но Ивану Евдокименко не суждено было получить награду. Погиб он в одном из боев на Малой земле «при выполнении боевой задачи от артогня противника», как записано в донесении. В этом же донесении говорится о восьми убитых за пять дней бойцах. И все они были линейными надсмотрщиками. И это тоже статистика, жестокая быль войны…
Наш отец, когда был жив, всегда говорил, что хочет попасть в Новороссийск, чтобы постоять у могилы отца, прочесть его имя на памятной табличке, прощаясь, сказал А.В.Евдокименко.
В военном архиве есть несколько записей о месте захоронения Ивана Герасимовича Евдокименко. Как первичное, указывается следующее: «г.Новороссийск, севернее дороги в направлении из м.Станичка к морю, берег Черного моря». Следующая запись: «г.Новороссийск, центральный округ, территория Новороссийской государственной морской академии (ныне Новороссийский государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф.Ушакова прим. автора), братская могила».
С.УСОВА.
(Полную версию материала читайте в газете «Рассвет» от 23.02.2019 г. в №22).
Подписывайтесь на «Рассвет» и будете в курсе всех событий района!