Почти 81 год назад, в сентябре 1941 года, части вермахта вошли в Киев. Спустя восемь суток в населенном пункте Бабий Яр произошел первый расстрел: за два дня, 29 и 30 сентября 1941 года, здесь уничтожили почти 34 тысячи мирных жителей…

Всего в течение двух лет в Бабьем Яру было расстреляно более 200 тысяч человек, большую часть из которых составили евреи, а также поляки, белорусы, русские и представители других национальностей необъятного Советского союза. Преступления нацистов, а казнили людей там исключительно бандеровцы, совершавшиеся в Бабьем Яру, привели к тому, что некогда мирное киевское местечко стало символом человеческой жестокости…

Помнить о трагических страницах истории надо не для того, чтобы ненавидеть и мстить. Когда мы говорим, что будем всегда помнить Освенцим, Бабий Яр, Хатынь, Сталинград, Волынь.., это значит, что мы обязаны выучить уроки тех событий, обязаны ради нынешнего и будущего поколений. Помнить — это значит понять, как такая трагедия могла произойти, как обычные люди вдруг превратились в фашистов или коллаборационистов, и что надо делать сегодня, чтобы такое не повторялось.

У нас, в Успенском районе, насчитывается 35 обелисков и памятных мест. Одно из них — особенное: до сих пор неизвестно точное число расстрелянных фашистами в период оккупации с августа 1942-го по январь 1943-го  и захороненных там мирных граждан.

Нетленна памяти свеча

Прошло с той поры 80 лет. В свидетельских показаниях, записанных по воспоминаниям наших земляков, рассказывается, что в конце лета 1941 года в районе появились эвакуированные из-под Киева и Запорожья. Среди них были работники подсобного цеха, отправленного немного ранее на Урал, завода «Запорожсталь» вместе со своими семьями, где, конечно, были и старики, и дети. В основном, по национальности, это были евреи. Со станции в Армавире расселяли их по близлежащим районам — в Успенский направили около ста человек, поселив по разным населенным пунктам и колхозам. Немцы были все ближе, и поэтому в районе уже в начале октября 1941-го было принято решение строить оборонительную линию — копали ров. Он тянулся от Армавира и заканчивался на самом краю села Коноково, со стороны Успенского — сейчас это территория недалеко от родника около прудов в поселке сахарного завода.

Когда в августе 1942 года вошли немцы, в райцентре, на территорию мельницы, по улице Буденного, они сразу стали свозить арестованных по разным населенным пунктам мирных жителей — из Успенского, Коноково, Маламино, Трехсельского, а также со станиц, аулов и хуторов. Забирали всех или по доносу полицаев, или по инициативе карательных органов, прямо по спискам, кем-то услужливо составленным… Страшно было смотреть, как увозили целые семьи партийных работников, евреев, жен и детей партизан, которые тогда скрывались в лесах и на Ставропольском плато. Арестованных жестоко пытали, даже детей на глазах матерей, а затем расстреливали. Женщины, малыши и подростки, старики — для нацистов не имело значения, всех, кого везли к специально вырытому, глубокому оборонительному рву, ожидало одно — смерть.

Казни совершали по ночам: ставили человека на край ямы и тут же пронзительно звенели автоматные очереди. От выстрелов убитые падали вниз, или тела их сбрасывали туда, на дно рва, уже после, довершая черное дело, если узники были лишь ранены и подавали признаки жизни… На этом немцы не успокаивались, боясь, что останутся свидетели, засыпали тела сначала землей и тут же выставляли караул до утра и на весь день. А следующей ночью все повторялось снова. Вязкая от человеческой крови во рву шевелилась, дышала стоном успенская земля…

И.СВЕРДЛЮКОВСКАЯ.

Фото из музея СШ №2.

Полную версию материала читайте в газете «Рассвет» от 07.05.2022 г. в №№54-55.

Подпишись на Рассвет и будешь в курсе событий района!

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.