«Время выбрало их»: сейчас часто можно слышать это философское выражение, за ним — сотни, миллионы людских судеб, человеческих жизней тех, кто испытал сполна на себе жернова истории.

Очевидцев сурового времени, когда началась война, была оккупирована территория района, участников сражений за Родину из того самого поколения Победителей — все меньше с каждым днем… Оттого бесценнее их воспоминания о военном лихолетье, особенно сейчас, когда мы, наследники ратных подвигов наших дедов и прадедов, видим — мир вновь нуждается в защите от нацизма, расправившего крылья и взращенного не где-то, а на братской Украине.

Основу этого материала составляют воспоминания наших земляков-успенцев, записанные, к сожалению, ушедшей из жизни после продолжительной болезни, Ольги Олеговны Зубахиной. Работая библиотекарем в селе Коноково долгое время, она скрупулезно собирала этот материал — ходила в гости к односельчанам и записывала их рассказы, слушала и плакала вместе с ними — нельзя оставаться безучастным к этим свидетельствам бесчеловечности нацистов, предателей Родины и нелюдей, которые хозяйничали здесь, думая, что расплата не наступит. Но бумеранг всегда возвращается. А знать и помнить о зверствах фашистов нужно только потому, чтобы не допустить повторения…

Свидетели войны и мира

М.П.Литовченко, 1929 года рождения:

«В начале войны в наше село приехало много еврейских семей-беженцев, которых сельский совет расселил местным жителям на квартиры. Это были эвакуированные из-под Киева жители разных районов, выехавшие вместе с отступающими войсками, как и потом, позже, прибыли семьи рабочих завода «Запорожсталь». Одна из таких семей жила и у нас. Когда приблизились к нашему району фашисты, многие семьи уехали, но некоторые остались.

Вынужденные отступать, советские воинские части  готовили оборонительные укрепления. Появились они и в Коноково…

…Первыми в село с восточной стороны входили подразделения СС. Они заходили к испуганным людям в дома, показывали газеты с портретами Сталина и Гитлера и на ломаном русском языке говорили: «Это — плохой, а это — хороший». В доме нашей соседки увидели на стене портрет Ворошилова, хозяйку за это избили. На следующий день в селе появилось еще больше немецких солдат, которые вошли уже с западной стороны села. И сразу же появились старосты и полицаи… Они докладывали оккупантам, кто из односельчан был коммунистом, где живут еврейские семьи… И начались расстрелы, сбрасывали людей в те же рвы, которые взрослые копали для обороны от фашистов. Страшное время мы пережили тогда, выдержали, потому что верили в нашу Победу!»

Н.Ф.Малышев (17.02.1926 г. — 27.11.2016 г.)

«С началом войны, когда взрослые мужчины один за другим уходили на фронт, со своими сверстниками я пошел работать в колхоз ездовым. Когда в село входили немцы, жители на улицу не выходили и прятались по домам, но работы в колхозе не прекращались. В селе были расставлены немецкие часовые, которые часто останавливали людей, проверяли документы, особенно в темное время суток и убивали при малейшем сомнении… Перед отступлением фашисты прогоняли пленных через наше село. Почти все они были не русские, но кто — мы так и не узнали. Вид их был страшен — грязные, в порванной одежде, голодные. Тех, кто не мог идти, фашисты стреляли на месте, убивали и ослабевших лошадей. Вдоль улицы оставались лежать трупы. Потом бригадир Животков приказал ездовым подросткам собрать их и похоронить. Ребята отвезли их в одну из траншей, вырытых за селом еще перед приходом немцев, и засыпали землей. В другой яме захоронили трупы лошадей».

В.А.Антипов (14.08.1935 г. — 05.07.2014 г.)

«Перед оккупацией на железной дороге между Коноково и Успенским фашисты разбомбили военный эшелон. Пути восстановили, собрали всех раненых и погибших и отправились дальше. Когда немцы входили в село Успенское, они шли потоком — солдаты, техника. Мы с ребятами стояли на краю дороги, наблюдали, а мне вздумалось вдруг перейти на другую сторону улицы. Увидев разрыв между техникой, я выскочил на дорогу, но рядом оказался легковой автомобиль с немецкими офицерами. Резко остановившись, я не удержался на ногах и упал. И нога попала под колесо, автомобиль не остановился и переехал меня… Не чувствуя боли, поднялся и побежал. Один из фашистов выхватил пистолет и несколько раз выстрелил мне в след… Я, пригнувшись, побежал, с кустов посыпались листья и глина со стены какого-то дома, за ним я упал и подняться уже не смог. Лежал пока одна женщина меня не увидела. Она и отнесла меня домой. Мать лечила мне ногу, которая еще долго болела, да и беспокоит  меня всю жизнь.

Запомнился сосед по национальности немец, который до войны  работал главным бухгалтером на молочном заводе. Как только в село Успенское вошли немцы, они сразу согнали жителей к зданию сельского совета, рассказали об установлении порядков и представили нам старос­ту, в котором узнали своего соседа, уже переодетого в немецкую форму. Немцы  организовали публичный дом. Некоторых девушек и молодых женщин водили туда силой, но были и такие, кто развлекал немцев и прислуживал им добровольно…»

И.СВЕРДЛЮКОВСКАЯ.

Фото из музея СШ №2 и А.Кулиевой.

Полную версию материала читайте в газете «Рассвет» от 07.05.2022 г. в №№54-55.

Подпишись на Рассвет и будешь в курсе событий района!

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.